Продажи БАД в деньгах увеличились из-за роста их стоимости
02.03.2023
В 2022 году максимальные продажи БАД зафиксированы в декабре. Причем как в упаковках, так и в денежном эквиваленте. В этом месяце реализовано 49,8 млн упак. на сумму 12,2 млрд руб., подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM.
Лидирующими группами биологических добавок в ушедшем году стали пребиотики и пробиотики, а также моновитамины. На их доли в аптечном рынке приходится 12 и 11% в рублях соответственно. В аптеках чаще приобретают добавки отечественного производства. На них приходится более 76%. В рублях рынок делится почти поровну между зарубежной и российской продукцией.
Кто производит
На рынке биодобавок насчитывается более 1400 производителей, которые выпускают добавки для разных компаний. С каждым годом их число увеличивается. По данным AlphaRM, в 2022 году относительно 2021 года общее количество производителей БАД выросло на 82 компании. Лидирующая пятерка производителей БАД занимает на рынке более 32% стоимостного объема. А ТОР20 охватывают большую половину рынка — 58%.
Первенство в этом рейтинге за компанией «Эвалар» с приростом продаж +2,1%. На втором месте производитель «Внешторг Фарма» (+19,5%). Компания преимущественно занимается контрактным производством и выпускает на своих мощностях биодобавки для 28 корпораций. Зарубежная компания Solgar на третьей строчке производителей с приростом +20,2%. Максимальная динамика в рублях в ТОР5 у компании «Квадрат-С», относительно 2021 года продажи компании выросли на 55% в рублях.
Пятерка лидирующих корпораций по продаже собственных брендов почти не изменилась с 2021 года. Здесь также доминирует «Эвалар» (стоимостный объем 10 млрд руб.). Второе место за Solgar (7 млрд руб.). «Фармамед» и «Аквион» на третьей и четвертой строчках. Компания «Квадрат-С» сместила Unipharm Inc. c пятой позиции. Среди заказчиков на производство добавок встречаются также аптечные сети. К примеру, в ТОР10 попала сеть «Планета здоровья», которая показала значительную динамику. Продажи продукции из категории БАД у «Планеты здоровья» увеличились в два раза по сравнению с 2021 годом. Основным производителем для аптечной сети является компания «Внешторг Фарма».
Неизменные лидеры
Бренды среди БАД часто включают в себя множество торговых наименований. Самые крупные из них могут представлять более 100 позиций таковых.
Лидирующей среди биодобавок в рублях с 2019 года остается линейка Solgar. В 2022 году в портфеле Solgar насчитывалось почти 170 торговых наименований. Отчасти первенство лидеров сохраняется не только из-за большого ассортимента, но и из-за дороговизны продукции. В первой десятке представленных брендов Solgar — самые дорогостоящие. Средняя цена за упаковку добавки этой компании составляет около 1500 руб. Причем с 2019 года цена на продукцию Solgar практически не менялась, в то время как у остальных участников ТОР10 стоимость с 2021 года выросла в среднем на 13%.
На вторую строчку поднялся мультипробиотик «Бак-сет» с динамикой +26,9%. Бренд «Доппельгерц», который включает около 80 торговых наименований, спустился на третью позицию. Значительных перестановок в ТОР10 за прошедший год не наблюдалось. У двух торговых марок зафиксировано снижение стоимостных продаж. Это широкая линейка бренда «Консумед» (более 200 наименований) — сокращение продаж на 16,6% и «Витамин С» различных компаний (-12,4%).