Фармацевтический рынок России, июнь 2024
31.07.2024
Объём коммерческого рынка ЛП в июне составил 119,8 млрд рублей (в розничных ценах). По сравнению с маем ёмкость уменьшилась на 5,6%. Относительно июня 2023 года в текущем году рынок показал прирост объёма продаж на 10,9%. В натуральных единицах измерения объём реализации лекарственных препаратов в июне уменьшился на 7,6% относительно мая и составил 318,6 млн упаковок, что на 6,8% меньше, чем в июне прошлого года.
Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в июне стала выше на 2,2% по сравнению с маем и составила 376 рублей.
Объём коммерческого рынка лекарств по итогам первого полугодия 2024 года относительно аналогичного периода 2023 года в рублёвом эквиваленте увеличился на 17,4%. Общая ёмкость составила 791,6 млрд рублей. Совокупно за 6 месяцев потребление лекарственных средств через аптеки достигло 2,2 млрд упаковок, что на 0,7% больше, чем за такой же период в 2023 году.
Структура коммерческого рынка ЛП в июне по ценовым сегментам изменилась в пользу препаратов дороже 1 000 рублей относительно июня 2023 года. Доля лекарств из категории «свыше 1 000 руб.» увеличилась на 6% и составила 36,6%. Удельный вес ценового диапазона «от 500 до 1 000 руб.» за год также вырос – на 0,3% до 28,8%. Доля сегмента лекарств со стоимостью упаковки 100-500 руб., наоборот, сократилась с 35,1% до 30,2%. На дешёвые лекарственные препараты «до 100 руб.» пришлось только 4,4% стоимостного объёма (-1,4% к июню 2023 года).
По итогам июня 66,8% препаратов, реализованных на рынке, производились на территории России (локализованные препараты) в натуральных единицах измерения, однако в стоимостном выражении они заняли 47,8%.
Коммерческий сегмент рынка в июне на 42,6% был представлен рецептурными препаратами и на 57,4% ОТС-средствами в упаковках; в стоимостном объёме на рынке лидируют препараты, которые отпускаются в аптеках по рецепту врача, – на них пришлось 57,3%.
Рейтинг компаний по стоимостному объёму продаж в июне возглавил Bayer, на втором месте — Servier, на третьем — «Нижфарм». ТОП-3 брендов ЛП по стоимостному объёму аптечных продаж в России по итогам июня состоял из таких препаратов как «Ксарелто» (1,1%); «Эликвис» (1%); на третьем месте — «Детралекс» (0,8%). Объём российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в июне уменьшился на 2,2% относительно мая и составил 10 млрд рублей. В натуральном выражении объём аптечного рынка БАД в шестом месяце 2024 года снизился на 4,6% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 28,9 млн упаковок. Средневзвешенная цена упаковки БАД в июне по сравнению с маем стала выше на 2,5% и составила 346,7 рубля. ТОП-3 производителей БАД занял 26,6% рынка в июне в стоимостном выражении; рейтинг состоит из компаний: «Эвалар» (14,9%), «Квадрат-С» (5,9%) и Solgar (5,8%).