Кадры в аптеку: как нанять заведующего
16.08.2024
Консультирует Павел Фельдман, Провизор, МВА, медиатор, специалист по оперативной психологии, более 30 лет работы на фармацевтическом рынке, бизнес-консультант и бизнес- тренер, писатель, автор 10 книг для фармрынка.
В собеседование можно проводить очно, по видеосвязи или по телефону.
Любое телефонное собеседование сложное: собеседника не видно, и, чтобы понять его реакции на вопросы, нужно иметь специальную подготовку. Я бы советовал использовать такой вид собеседования только в крайнем случае, когда нет никакой возможности пригласить соискателя на очное или видеоинтервью.
Собеседование по видеосвязи мало в чем уступает очному, единственное требование – должна быть нормальная связь по интернету, иначе будет игра в «немое кино» или «испорченный телефон».
Очное собеседование – привычное, стандартное, удобное. Позволяет лично познакомиться с соискателем, заметить все его реакции на то, что вы говорите и спрашиваете. Неподготовленный специально человек определяет ложь примерно в 50% случаев, так что на очном собеседовании кандидату сильно сочинять не удастся – риск попасться довольно велик!
Что нужно обязательно сделать нанимающей стороне? Первое и самое важное – создать благоприятную атмосферу в ходе собеседования не на бегу и не на ходу. Начать собеседование необходимо в точно установленный вами срок, опоздание организатора недопустимо.
Чтобы кандидат не чувствовал себя скованно, применяется техника «ледокол». Состоит она из того, что вы проводите небольшую вступительную доброжелательную беседу о том, как доехал, легко ли нашел вас, как погода, предлагаете какой-нибудь напиток (чай, кофе, воду, сок). Ведете себя при этом естественно, доброжелательно, не изображаете важного сурового начальника, демонстрируете искреннюю заинтересованность в ответах кандидата (киваете головой и поддакиваете).
Когда первый контакт установлен, можно переходить к самому собеседованию, которое будет состоять из различного рода вопросов с вашей стороны и ответов от соискателя. Доброжелательность вашего поведения и искренняя заинтересованность в ответах остаются, равно как и кивание с поддакиванием.
Какие вопросы можно задавать нанимающей стороне? Самый простой вопрос: «Расскажите немного о себе». Даже при ответе на тот вопрос можно многое понять: формально ли человек излагает биографию или сразу выкладывает козыри, подчеркивая желание занять эту должность; излагает только главное или льет воду; говорит кратко и точно или мямлит; держится спокойно или не уверен в себе.
Следующий неплохой вопрос: «Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?»
Затем можно поговорить о предыдущем опыте кандидата, обязательно – о причинах ухода с предыдущих мест работы (если соискатель – не вчерашний студент). Плохо, если кандидат о своих предыдущих работодателях будет говорить только плохое: ведь он как-то туда попал, там работал, значит, были и позитивные моменты в его производственной жизни.
Можно спросить о его сильных и слабых сторонах относительно будущей работы. Отлично, если кандидат не просто назовет свои достоинства и недостатки, а приведет примеры. Обязательно поговорите о том, как соискатель проводит свободное время, есть ли у него хобби. Обычно в этой части интервью люди раскрываются, становятся более естественными и расслабленными.
Применять тестирование на собеседованиях не стоит – любые результаты тестов должны расшифровываться профессионалами, да и соискатель имеет право отказаться. А вот проверить наличие чувства юмора, рассказав что-то смешное, вам никто не запретит – сотруднику, работающему с людьми, отсутствие чувства юмора сильно мешает.
На собеседовании не принято задавать вопросы о вероисповедании, политике, сроках ухода в декрет и т.д.
Кроме вопросов с вашей стороны возможны вопросы и со стороны соискателя. Обычно кандидаты просят рассказать о будущей работе, задачах, должностных обязанностях, вознаграждении, структуре рабочего дня (недели). Хорошо подготовленные к интервью люди могут озадачить вас вопросами, к которым необходимо заранее подготовиться. Таких вопросов немного. Например:
- Вакансия, на которую я претендую, новая? Или образовалась за счет увольнения предыдущего сотрудника? Если не секрет, за что его уволили?
- Достаточно стабильный ли у вас штат или наблюдается большая текучка?
- Каково мнение о вашей аптеке (сети) на рынке и среди покупателей?
- Каковы перспективы моего карьерного роста? Каковы перспективы роста моего дохода?
- Что лично вам больше всего нравится в вашей работе здесь?
- Как бы вы описали отношения внутри коллектива?
- Как вы оцениваете мои шансы быть принятым?
Согласитесь, к таким вопросам лучше быть готовым заранее. Praemonitus, praemunitus – кто предупрежден, тот вооружен! Не стоит забывать, что соискатель тоже смотрит на ваши реакции и ваше поведение и делает выводы.
Что вас может насторожить в ответах и поведении будущего работника? Конечно, ложь, различного рода нестыковки в написанном и сказанном, агрессивность, невежливость. Кроме того, настораживают манеры всезнайки, недостаток уравновешенности и такта, высказанное вслух нежелание учиться, нежелание смотреть в глаза во время интервью, цинизм. Не добавляют баллов и нетерпимость, неспособность воспринимать критику, жесткое отстаивание своей позиции во время собеседования, радикальность идей («тут вам все надо переделать!»), опоздание на собеседование без предупреждения. Тут уж вам решать – рассматривать соискателя в качестве будущего сотрудника или нет. Продолжение следует – далее расскажу о том, как отличить наивного соискателя от хитрого, и зачем вам нужны рекомендации от предыдущего работодателя.