Средний чек и темпы развития онлайн-сегмента на фармрынке в октябре 2024
26.11.2024
RNC Pharma: в октябре 2024 г. средний чек на лекассортимент стал максимальным, а e-com-канал вдвое обогнал аптечную фармрозницу
RNC Pharma представила отчёт по размеру среднего чека на лекассортимент в аптеках России, а также темпы развития онлайн-сегмента на фармрынке.
За январь–октябрь 2024 г. средний чек в аптеках РФ составил 695 руб., что на 12,5 % больше, чем за похожий период 2023 г. Более 80 % от общей суммы чека составляют ЛП. Средний чек по лекассортименту за год увеличился на 12,3 % и составил 559 руб. Разовая покупка парафармацевтических товаров возросла на 13 % (136 руб.) по сравнению с январём–октябрём 2023 г.
По итогам первых десяти месяцев показатель среднего чека за год вырос во всех регионах страны, причём динамика прироста составляла более 10 %. Так, наибольший рост отмечен в республиках Тыва и Алтай: на 18,5 и 16,5 % соответственно. Максимальные показатели зафиксированы также:
-
в Москве: средний чек — 1090 руб., максимальная величина разовой покупки на ЛП — 812 руб.;
-
Чукотском АО: средний чек — 1066 руб.;
-
Чеченской Республике: средний чек на дополнительную аптечную продукцию — 291 руб.
Общий объём онлайн-продаж (бронирования) продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам I–III кв. 2024 г. достиг 303,8 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Динамика относительно аналогичного показателя прошлого составила 30,6 % (в рублях), это более чем вдвое опережает темпы развития по фармритейлу в целом.
Доля покупок лекассортимента с доставкой по итогам I–III кв. 2024 г. достигла 0,89 % от общего денежного объёма российской фармрозницы и порядка 4,8 % от общего объёма продаж ЛП в онлайн-канале.
Общая доля онлайн-канала в фармрознице РФ в I–III кв. 2024 г. составила 19,25 %, а годом ранее — 16,6 %. Общая выручка организаций в рамках топ-20 по итогам исследуемого периода достигала 276 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), а суммарная доля топовых компаний в e-com канале с учётом нелекарственного ассортимента — 90,9 %.
В двадцатке лидеров только три компании по итогам анализируемого периода демонстрировали сокращение продаж:
-
«Планета здоровья» (Пермь) (–33 %);
-
«Вита» (Самара) (–29 %);
-
«Неофарм» (Москва) (–24 %).
Максимальные темпы роста показывают следующие сети:
Компании |
Объём онлайн-продаж по итогам I–III кв. 2024 г., млрд руб. |
Прирост продаж относительно прошлого года, % |
Доля на розничном коммерческом сегменте, % |
Polza.ru от фармдистрибьютора «Пульс» (Москва) |
5,4 |
227 |
0,3 |
«Апрель» (Краснодар) |
32,1 |
104 |
2,0 |
«Ригла» (Москва) |
29,2 |
22 |
1,9 |