Эволюция аптечных сетей
02.12.2024
Определить точную дату зарождения сетевого формата на фармацевтическом рынке довольно сложно. Наличие нескольких аптек в собственности одного человека или компании далеко не всегда означало наличие сети: часто такие предприятия действовали независимо, а менеджмент самостоятельно принимал практически все решения.
К единому формату и подходам в управлении впервые пришли в США, однако при этом нельзя сказать, что в дальнейшем везде копировалась именно американская модель из-за ряда особенностей этого рынка. Поэтому мы отдельно рассмотрим появление аптечных сетей в США, некоторых странах Европы, и конечно, в нашей стране.
Зарождение аптечных сетей в США
Американские аптеки условно делятся на два вида: Pharmacies и Drugstores. Первые представляют собой привычные нам аптечные пункты с лекарственным ассортиментом, вторые же предлагают гораздо более широкий ассортимент, вплоть до табачных изделий и алкоголя.
Темы аптечного сегмента и различия видов аптек США мы касались в нашем обзоре фармацевтического рынка этой страны.
Одной из знаковых компаний, сыгравших свою роль в формировании аптечных сетей в современном виде, стала Rexall, основанная еще в 1903 г. К тому моменту некоторые из современных аптечных гигантов США уже существовали, например, нынешний лидер американского рынка Walgreens была основана за два года до этого. Однако есть одно существенное отличие: в отличие от конкурентов, которые к тому моменту владели разрозненными торговыми точками и зачастую еще даже не были аптеками в строгом смысле слова (та же Walgreens была, по сути, магазином формата «у дома»). История Rexall началась с объединения владельцев 40 независимых аптек в единый кооператив под названием United Drug Stores с флагманским брендом Rexall. После этого менеджмент компании начал вводить бизнес-практики, во многом опередившие свое время.
Вскоре после первой мировой войны Rexall запускают инновационный на тот момент формат франшизы. Любой желающий владелец независимой аптеки мог стать частью бренда за небольшие отчисления. Менеджмент компании сделал два очень важных шага, запустив передовые на тот момент бизнес-практики. Во-первых, Rexall предлагала своим партнерам большой ассортимент лекарственных средств, при этом не обладая собственными производственными площадками. По сути, компания изобрела формат СТМ в фармацевтике. Во-вторых, Rexall сделала ставку на маркетинг, причем некоторые рекламные кампании обладали просто грандиозным масштабом. Например, в 1936 г. от Мексики до Канады был запущен Rexall Train - сверхсовременный поезд, который останавливался в населенных пунктах с аптеками Rexall и проводил мероприятия для местных фармацевтов, попутно бесплатно перевозя местных жителей и раздавая пробники продукции. В сороковые годы компания финансировала сверхпопулярные радиошоу, поэтому миллионы американцев каждый вечер слышали пожелание доброго здоровья от «вашего семейного фармацевта». Тем не менее уже в пятидесятые годы стало понятно, что сеть, насчитывающая около 12 тысяч точек, близка к своему краху.
Причиной стало то, что владельцы франшизы, по сути, предоставляли только каталог продукции и громкое имя, при этом воздерживаясь от непосредственного управления бизнес-процессами. В то же время их конкуренты совершенствовали систему дистрибуции и углубляли партнерские связи с производителями, работая на снижение стоимости препаратов для конечного потребителя. Какими бы впечатляющими не были рекламные акции Rexall, возможность сэкономить впечатляла гораздо больше, чем и воспользовались конкуренты. В это время компании Thrifty (сегодня известна как Right Aid, четвертая по размеру сеть в США) и Eckerd запускают формат дисконт-аптек, чем окончательно добивают аптечный бизнес Rexall и United Drug Stores в целом. Компания окончательно прекратила свое существование в 1977 г., впрочем, франчайзи было позволено оставить бренд себе, поэтому немногочисленные аптеки под вывесками Rexall существуют в США до сих пор.
Упомянутая ранее Walgreens в свою очередь действовала совсем другими методами. Темпы ее развития в начале двадцатого века значительно уступали Rexall, в 1919 г. сеть насчитывала всего лишь 20 точек, причем по большей части это были обыкновенные магазины. Резкому росту компании и становлению ее аптечного бизнеса помог, как ни странно, сухой закон, вступивший в силу в 1920 г. Одним из немногих легальных путей приобретения крепкого алкоголя, стали именно аптеки, так как виски вполне легально мог прописать врач (!).Однако успех Walgreens нельзя списать только на продажу спиртного, в те годы компания изобрела формат Drugstores. Аптека сама по себе может вызывать негативные ассоциации, так как поход туда чаще всего связан с болезнью. Для того чтобы изменить эту ассоциацию, Walgreens стала предлагать посетителям молочные коктейли и другие безалкогольные напитки, тем самым сделав аптеки еще и местом для встреч для молодежи. Таким образом появился формат американских аптек близкий к современному, а сеть Walgrens выросла с 20 до 397 точек всего за десять лет. Сегодня компания владеет более чем 8,5 тысячами точек и занимает второе место на рынке.
Успех CVS заключался в очень удачной стратегии: компания предлагала широкий ассортимент товаров повседневного потребления помимо лекарственных препаратов, а ее точки располагались в очень проходимых местах. Кроме того, компания сделала ставку на широкий ассортимент СТМ, что позволяло значительно снизить цены для конечного потребителя. Наконец, в девяностые годы CVS одной из первых начала работать с индийскими производителями, что позволило ещё больше снизить стоимость небрендированных препаратов. Сегодня компанию принадлежит более 9 тысяч точек в США, по этому показателю компания занимает первое место.
Окончательно облик американских аптечных сетей сформировался в восьмидесятые годы, когда на аптечный рынок вошла крупная FMCG сеть Wallmart, а независимые аптеки резко начали сдавать свои позиции.
Аптечные сети в Европе
Развитие аптечных сетей в Европе достаточно сильно отличалось от американской модели по нескольким причинам. Во-первых, европейские рынки всегда отличались большим уровнем регуляции аптечного рынка, а во-вторых, две мировые войны и другие геополитические потрясения всегда оказывали влияние в первую очередь именно на розничную торговлю. И в-третьих, во многих странах Европы огромное влияние по-прежнему оказывают независимые и государственные аптеки.
Одной из крупнейших и старейших европейских сетей в Европе является британская Boots, основанная еще в далеком 1849 г. как производственная аптека препаратов на основе лек. трав. Довольно долго компания продолжала существовать как обычная семейная аптека, пока в 1920 г. ее не приобрела уже упомянутая выше United Drug Stores, владельцы бренда Rexall. Американцы выбрали не самое удачное время для этого приобретения, так как в США начиналась великая депрессия, поэтому в 1933 г. владельцы выкупают свои аптеки обратно. Зато этот опыт помог познакомиться с передовыми бизнес-практиками заокеанского рынка. Начиная с пятидесятых годов сеть начинает свой рост, поглощая более мелких игроков, делая упор именно на аптечный сегмент. Благодаря этому уже в шестидесятые годы число точек в сети превысило 600. Любопытно, что помимо лекарственного ассортимента в разные годы сеть продавала бытовую химию, парфюмерию и даже различные подарки, а сегодня в аптеках сети представлен широкий ассортимент косметики.
Одним из наиболее интересных эпизодов в истории Boots связан с разработкой ибупрофена. Собственноручная разработка аптечной сетью препарата, ставшего бестселлером, была необычным и, вероятно, единственным в своем роде случаем на рынке. Подробнее об этом в нашем материале.
Кардинально иной ситуация была в ФРГ. Здесь можно найти аптечные сети, например, Rossmann, насчитывающую более 4,3 тыс. точек в Германии и за ее пределами. Однако важная особенность состоит в том, что в таких сетях можно купить только безрецептурные препараты и товары для здоровья. Формат получил название Дроггеримаркет (буквальная калька с американского термина drugstore). Рецептурные препараты по-прежнему приобретаются только в несетевых аптеках, которые принадлежат либо муниципалитетам, либо частным лицам с соответствующей лицензией.
Особняком в Европе стоят Италия и Испания. В Италии существует несколько крупных региональных аптечных сетей, однако примечательно то, что все они принадлежат государству и действуют без бренда. Частные аптечные пункты на рынке также представлены, но они могут открываться исключительно по очень ограниченному числу лицензий, которые зачастую передаются в одной семье по наследству. Фактически, только в 2017 г. власти Италии разрешили частным лицам открывать новые аптеки, однако доля сетей в одном регионе не может превышать 20%. Таким образом частная аптечная сеть в этой стране как правило представляет собой несколько пунктов в одном муниципалитете. В Испании частные аптечные сети в принципе не могут существовать, так как по закону аптеку (не более одной) здесь могут открыть только лицензированные фармацевты. При этом количество аптек на определенную местность регламентировано.
Аптечные сети в России
История аптечных сетей в России любопытна тем, что их развитие переживало самые неожиданные повороты, а иногда даже шло по спирали. Связано это, в первую очередь, с потрясениями двадцатого века: мировыми войнами, октябрьской революцией и распадом СССР.
В 1930 г. аптеки на территории РСФСР были объединены в республиканскую организацию Государственное аптечное объединение РАПО. В 1935 г. на этой базе было образовано Главное аптечное управление (ГАПУ), которое к 1940 г. было передано под управление Наркомздрава СССР. К тому моменту в эту структуру входили более 9 тысяч аптек, почти 14 тысяч аптечных пунктов, а также многочисленные склады, магазины, лаборатории и даже производственные предприятия.
Незадолго до распада СССР аптечная система страны уже начала серьезно сбоить. В 1988 г. ГАПУ была преобразована в объединение «Союзфармация», а в 1990 г. аптеки получили право на самостоятельную экономическую деятельность. Все чаще возникали перебои в поставках, связанные с деградацией производственных процессов и логистических цепочек, а после 1991 г. ситуация вообще погрузилась в хаос. Огромная сеть аптек на территории страны потеряла какое-либо подобие централизованного управления, оказавшись в руках региональных властей или коллективов предприятий. Часть объектов перешла в частные руки, хотя стоит отметить, что приватизация коснулась аптек в меньшей степени, чем многие другие сферы. В 1992 г. правительство прекратило осуществлять функции дистрибьютора, что также сильно ударило по деятельности аптек. С другой стороны, уже в начале девяностых начали появляться частные дистрибьюторские компании, которые сыграют очень важную роль в становлении современного фармацевтического рынка России.
Хаотичную ситуацию на рынке России девяностых ярко характеризует следующий факт: иногда потребителю было проще всего достать тот или иной препарат обратившись напрямую к предстателям производителя. Сегодня такое сложно себе представить, но тогда подобную практику осуществляли в т.ч. филиалы крупных международных компаний.
Зачастую крупные аптечные сети были так или иначе связаны с дистрибьюторами или даже создавались при их непосредственном участии. К таким можно отнести, например, самарскую «Имплозию» (основана еще в 1990 г.). Одними из первопроходцев сетевых аптек в России с точки зрения самого формата можно назвать «Аптечную сеть 36,6». Эта компания была основана еще в 1991 г. как дистрибьютор, а первая аптека под брендом 36,6 была открыта в 1997 г. Ее особенностью стал формат, вдохновленный британскими аптеками Boots, с открытой выкладкой товара, а помимо лекарственных препаратов в ассортименте присутствовали товары для красоты и здоровья. На тот момент для российского рынка это было абсолютной новинкой. Рубеж 20 и 21 века в принципе стал переломным моментом для российского фармацевтического ритейла. После улучшения экономической ситуации в стране начинается бум аптечного рынка. В 2000 г. начинает свою работу краснодарская сеть «Апрель», а в 2001 г. крупная дистрибуторская компания «Протек» запускает первую аптеку сети «Ригла».
Часть аптек сохранились в государственной собственности. В некоторых регионах России местные органы здравоохранения сохранили контроль практически над всеми предприятиями, а где-то аптеки оказались в собственности муниципалитетов. Здесь примечательна красноярская сеть «Губернские аптеки», которая полностью находится в собственности краевого правительства, однако формально не является «осколком» советской системы аптек. Сеть была создана только в 2004 г. путем консолидации муниципальных аптек в крае в единое предприятие, такой этап пересборки прошли очень многие участники российской розницы.
Вероятно, старейшей из ныне действующих аптечных сетей в России можно назвать «Нижегородскую областную фармацию», основанную в 1917 г. почти сразу после октябрьской революции и еще даже до национализации. Это предприятие осталось в собственности региональных властей и сохранилось по сей день. Другой схожий пример - челябинская ОАС «Городской аптечный склад», основанная в 1919 г. Поскольку фактически эти предприятия всю свою историю находятся в руках одних владельцев (т.е. региональных властей), их можно отнести к старейшим непрерывно действующим компаниям.
В 2012-2016 гг. распространение получает формат аптечных объединений, в чем-то схожих с упомянутыми французскими альянсами. Среди крупных компаний такого типа одним из первопроходцев стала «АСНА» в 2012 г. В 2010 г. один из крупнейших продуктовых ритейлеров России «Магнит» запускает точки формата дрогери «Магнит Косметик», а в 2017 г. компания выходит и на аптечный рынок.
В целом, российские аптечные сети представляют собой очень интересный феномен как с точки зрения российского бизнеса, так и на фоне крупных мировых рынков. Рассматривая крупнейшие компании, нельзя не отметить очень сильную по меркам отечественного бизнеса децентрализацию - в числе 10 крупнейших федеральных сетей присутствуют только две столичные. Кроме того, российский рынок отличается большим разнообразием форматов. Помимо федеральных сетей в стране работают независимые аптеки, муниципальные сети, региональные и межрегиональные частные сети, альянсы и объединения, аналоги дроггери-маркетов и пункты выдачи заказов онлайн-аптек.