Почему врачам и провизорам противопоказано дистанционное образование
28.02.2025
Сейчас дистанционное обучение захлестнуло не только вузы Российской Федерации, коснулась это поветрие и страны зарубежья. Причем не только ближнего, но и дальнего. Это некая дань моде. Есть примеры медицинских вузов, преимущественно частных, которые большинство рабочих программ реализуют в дистанционном формате. Возникают такие вузы как ответ на спрос абитуриентов получить медицинскую или фармацевтическую подготовку. Действительно, конкурсы в медвузы высокие, и вот те, кто не попал в государственный Университет являются целевой аудиторией для «частников». Образовательных ресурсов у них меньше, доступа в клиники нет. Но спрос рождает предложение.
Учить медика или фармацевта дистанционно, наверно, можно. Но вот научить точно нет.
Врач/провизор — это люди, которым доверена человеческая жизнь, будь то постановка диагноза, назначение курса лечения, подбор и изготовление лекарственного препарата. Представим, что при установке раковины дома по инструкции из сети Интернет допущена ошибка. Худшее последствие — потоп, а вот ошибка человека в белом халате обойдется слишком дорого как пациенту, так и врачу.
Сейчас много говорят про ИИ в медицине, дескать в будущем он будет помогать ставить диагноз, выбирать курс лечения, создавать новые лекарства. Может быть и так… Сейчас же ИИ не может даже составить эффективную программу для тренировки футболистов.
Давайте не будем забегать вперед. К тому времени, о котором идет речь, наверняка появятся образовательные программы нового поколения для дистанционного обучения врачей, появится необходимая нормативная база. Вот с ними и будем работать. Нынешние для этой цели не годятся. Врач должен получить образование в «нормальном» режиме, с доступом к пациенту не по конференц-связи или ВКС, а «вживую». Мы сейчас делаем определенные шаги в мир цифры, видеолекции тому пример, это помогает лучше усваивать и систематизировать материал из разных источников. Но это не замена очной формы обучения, это всего лишь инструмент получения дополнительных знаний. Невозможно представить формирование клинического/фармацевтического мышления у студента без куратора, наставника, без учителя, который введет тебя в профессию. Такие профессии как врач, провизор надо пробовать руками.
В Институте фармации и медицинской химии Пироговского Университета готова к запуску современная учебная программа подготовки провизора 2.0, специалиста — разработчика лекарственных препаратов.
Лично я даже представить не могу как сегодня это можно сделать дистанционно. Для этого нет не только нормативной базы, но и всего комплекса необходимого оборудования, методик преподавания.
Безусловно, использовать цифровые методы обучения не только можно, но и нужно. Правда, с учетом известных ограничений и в сочетании с традиционными оффлайн методами. На мой взгляд ИИ пока находится в младенчестве, он находится в режиме обучения, качественный скачок в его развитии вопрос не быстрого времени. Поэтому надеяться на то, что уже завтра с его помощью можно будет создавать оригинальные препараты, слишком оптимистично. Но мы то хотим еще и не только оригинальные препараты внедрять, а реализовывать принципиально новые платформенные решения для констуирования новых лекарственных препаратов, которых еще нет в природе. Не вижу сейчас возможностей как это можно сделать дистанционно, без человека как носителя знаний, прорывного исследования в лаборатории…
Вывод: если мы сегодня уберем человека, учителя, из образовательного процесса — это будет ошибка.