Запрет на полностью дистанционное обучение врачей
04.03.2025
Регулирование медицинской образовательной деятельности является важным аспектом управления системой здравоохранения. Эта область — институциональная слабость и уязвимость во многих странах с низким и средним уровнем дохода.
С одной стороны, в разные времена и в разных странах регулирование медицинской образовательной деятельности осуществлялось государством. С другой — контроль со стороны высших учебных заведений. Стоит отметить, что в большинстве случаев сочетание этих двух систем (с разной степенью ответственности) имеет колоссальный успех.
Важно понимать, что нормативные вопросы не являются уникальными ни для одной страны. Главное одно — эффективное медицинское регулирование, создание регуляторов, способных быстро реагировать на меняющиеся устаревшие условия.
На сегодняшний день в медицинской сфере (и не только) актуальным как никогда является вопрос обучения, в частности, непрерывное медицинское образование. Вспоминается всем известная цитата Гиппократа:
Так, 25 февраля 2025 года Государственной думой Российский Федерации был принят законопроект №656009-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», запрещающий реализацию полностью дистанционных образовательных программ в медицинской сфере, за исключением случаев, определенных федеральными стандартами. Целью федерального закона является повышение качества медицинского и фармацевтического образования.«Нет ничего опаснее врача, полагающегося на рассуждения, а не на опыт».
Среди основных положений можно выделить следующие:
- Образовательные организации должны получить заключение Росздравнадзора о соответствии требованиям к кадровому и материально-техническому обеспечению и внести его в реестр заключений до 1 сентября 2026 года;
- Минздрав России разработает и утвердит новые типовые программы, в которых будут установлены способы и предельные объемы применения дистанционных образовательных технологий, а также объем практической подготовки обучающихся;
- Образовательная деятельность подлежит лицензированию по видам программ.
Действительно, хорошо выстроенная система непрерывного образования должна быть направлена на обеспечение того, чтобы все врачи были практикоориентированными. Другими словами, обучение и постоянное повышение квалификации должны быть постоянными и интегрированными в практику, а не только административным требованием.
Любые изменения правил затратны, трудоемки и представляют собой постепенный переходный процесс. Поэтому медицинским образовательным организациям на сегодняшний день жизненно важно учиться на своем коллективном опыте в течение предстоящего года и искать устойчивые и адаптивные способы реализации образовательных услуг.
Эксперт: юрист академии «Докстарклаб» Диана Романюк