Пути решения кадрового дефицита в фармацевтической рознице
04.03.2025
Разобраться в кадровой политике государства, если вопрос не касается непосредственно государственного сектора экономики, задача не из легких. Растет список национальных проектов, увеличивается количество указов и постановлений, устанавливающих стратегию развития какого-то направления на ограниченный период. Об отсутствии достаточного количества профессиональных фармацевтических кадров часто упоминается на узкопрофильных мероприятиях, и самостоятельно фармотрасль с данной проблемой справиться не может.
Чем могут помочь фармсектору утвержденные на уровне государства стратегические планы и нацпроекты? В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорилось о ликвидации дефицита кадров в медицинских организациях, причем не во всех, а только в тех, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь.
В перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. №Пр-616) правительству дано задание разработать национальный проект «Кадры», куда следует встроить федеральный проект «Профессионалитет», и уже в его рамках усиленно готовить специалистов среднего звена для отраслей образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг, туризма и творческих индустрий.
Очевидно, что государство не знает и пока не ощущает недостатка квалифицированных кадров в фармацевтической сфере, поскольку отрасль из последних сил латает дыры, как может.
Привлекаем к работе в аптеке медика?
Откуда появилось такое стойкое ощущение, что в аптеке может работать человек с медицинским образованием?
В Отраслевом стандарте «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденном приказом Минздрава РФ от 04.03.03 г. №80 (так называемый ОСТ 80), в п. 8.3 говорилось, что «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов». Этот документ утратил силу 10 лет назад.
Сегодня Правила надлежащей аптечной практики (Приказ Минздрава России от 31.08.2016 г. №647н п.57) говорят, что привлечение в аптеки медиков, не имеющих фармобразования или дополнительного профессионального образования (ДПО) в части розничной торговли лекарствами, допустимо только для работы с аптечным ассортиментом, кроме лекарств. А сами аптеки в этом случае должны быть обособленным подразделением медицинской организации. Да и медорганизация должна иметь фармлицензию и место расположения в сельском населенном пункте, где нет конкуренции в виде иных аптек.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает медиков, желающих посвятить себя отпуску лекарств, пройти ДПО в части розничной торговли лекарствами. Но место работы также должно ограничиться медорганизацией в сельской местности при полном отсутствии там аптек.
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» поддерживает ту же мысль про необходимость ДПО желающим перепрофилироваться медикам и дальнейшую работу таких специалистов только в медорганизациях.
Правительство, получив право менять критерии и режимы деятельности в сфере здравоохранения в сегодняшних непростых условиях, приняло Постановление от 12.03.2022 г. №353 «Особенности разрешительных режимов в сфере охраны здоровья граждан и обращения лекарственных средств для медицинского применения», где также подтвердило, что медицинские работники могут осуществлять фармдеятельность только в обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельской местности, где отсутствуют аптеки.
И, наконец, Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №547, также следует этому вектору и четко разделяет работу фармацевтов и провизоров в аптеках и медиков с профильным ДПО по продаже лекарств в обособленных подразделениях медицинских организаций.
Таким образом, действующее законодательство не дает возможность кандидату, имеющему только медицинское образование, осуществлять фармдеятельность в обычных аптеках, и приток среднего медицинского персонала никак не спасет положение. Медсестра должна получить среднее фармобразование и пройти первичную аккредитацию, и только тогда, соблюдая закон, аптечный бизнес может ее рассматривать как возможного сотрудника.
Студенты решат проблему нехватки аптечных кадров?
На сегодняшний день прием на работу студентов в аптеку регламентирован Приказом Минздрава России от 01.11.2022 г. №715н (срок действия документа ограничен 1 мартом 2025 года).
Аптека может принять на работу студента фармацевтического факультета при соблюдении некоторых условий:
- Речь идет только о незаконченном высшем образовании (недоученные специалисты среднего образования не рассматриваются).
- Прием осуществляется на должности фармацевтов (должности провизоров недоступны).
- Кандидат должен предоставить справку об обучении или о периоде обучения и выписку из протокола о положительной сдаче экзамена по допуску к осуществлению фармацевтической деятельности в должности фармацевта.
- Срок обучения по программам высшего фармацевтического образования составляет три и более курса.
Казалось бы, здорово придумано, но, принимая такого специалиста, работодатель сразу начинает нарушать лицензионные требования. Внести данные работника в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИСЗ) без наличия диплома не представляется возможным (на руках только выписка из протокола). Прохождение дальнейшей обязательной аккредитации тоже под вопросом: учился на провизора, взяли на должность фармацевта, диплома ни о высшем, ни о среднем специальном образовании нет.
Таким образом, норма о приеме студентов на практике неприменима без нарушений других обязательных требований.
Иностранные работники для работы в аптеке
Правительство ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников в отдельных видах экономики. Это оформляется в виде постановления. На 2024 год это Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 г. №1511, на 2025 год — Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2024 г. №1796.
Последние 10 лет (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 г. №1191) в сфере продажи аптечных товаров допустимая доля иностранных работников составляет 0%.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дает понимание, кто такой иностранный работник, — это гражданин, не имеющий гражданства РФ, временно прибывающий в РФ без вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Можно не погружаться в тонкости оформления статуса иностранного гражданина, поскольку это каждый раз будет отдельная история. Остановимся на тех параметрах, которые озвучены выше.
Мы привыкли считать, что люди из бывших республик — это наши люди. Однако это давно отдельные государства. И режим иностранного работника на них также распространяется.
Несколько облегчает ситуацию Договор о ЕАЭС (Договор о Евразийском экономическом союзе), заключенный между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позже к договору присоединились Армения и Кыргызстан.
Этот документ регулирует и трудовые отношения граждан указанных государств на территории государств, входящих в этот договор.
Работодатели России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии могут брать на работу сотрудников из указанных стран без учета ограничений по защите национального рынка труда. В нашем случае — невзирая на 0%, установленных Правительством РФ.
При этом работникам не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности (или патент) в государстве трудоустройства.
Отдельно в договоре указывается необходимость прохождения процедуры признания документов об образовании в государстве трудоустройства в случае изъявления желания работать в том числе по фармацевтическим специальностям. Допуск к работе осуществляется в соответствии с законодательством страны-работодателя.
Итак, подытожим. Фармацевтов и провизоров из перечисленных государств можно принять на работу без специального разрешения на работу, без получения гражданства и вида на жительство, но после прохождения процедуры подтверждения документов об образовании.
С 01.01.2023 года фармацевты и провизоры, получившие образование в иностранных организациях, допускаются к осуществлению фармацевтической деятельности после прохождения аккредитации специалиста при условии установления Росздравнадзором соответствия полученных в иностранных организациях документов об образовании (Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На сайте Росздравнадзора подробно указано, что и куда подавать. Росздравнадзор рассматривает документы не более 25 рабочих дней.
Этот вариант не быстрый с точки зрения восполнения кадрового дефицита здесь и сейчас, но возможный в рамках существующих норм.
Также нужно учесть и еще один законодательный нюанс. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» говорит о необходимости подачи работодателем уведомления в Федеральную миграционную службу (ФМС), на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении/расторжении с ним трудового договора в трехдневный срок (исчисление в рабочих днях с даты заключения/расторжения договора). Уведомление можно подать как на бумажном носителе, так и в электронной форме, например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи содержатся в Приказе МВД России от 30 июля 2020 г. №536.
Дают ли новые территории приток новых фармспециалистов? С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон №16-ФЗ от 17.02.2023 г, которым установлены особенности допуска к работе фармацевтов и провизоров из Донецкой и Луганской Народных Республик и из Запорожской и Херсонской областей.
Они могут работать по сертификатам или свидетельствам об аккредитации, выданным до 17 февраля 2023 года на указанных территориях, а также на территории Украины по специальностям, которые соответствуют российской номенклатуре специалистов с фармацевтическим образованием. Вместо сертификата или свидетельства может выступать и иной документ, подтверждающий присвоение квалификационной категории. Эти документы действуют до 1 января 2026 года.
Росздравнадзор предупреждает, что до указанной даты эти специалисты должны пройти аккредитацию специалиста.
Думается, что все вопросы с документами таких работников не удастся решить без участия Росздравнадзора, но вариант вполне рабочий.
Следует быть внимательными в отношении применения норм Постановления Правительства РФ от 30.03.2022 г. №511, где говорится, что до 1 января 2025 года можно принимать на работу без первоначального предъявления документов об образовании и квалификации граждан Украины, Донецкой и Луганской Республик и лиц без гражданства, вынужденно прибывших на территорию России. С октября 2024 года сюда были добавлены граждане, эвакуированные из приграничья Белгородской, Брянской и Курской областей. Эти послабления и возможности не распространяются на провизоров и фармацевтов.
Альтернативная гражданская служба — возможность для аптечного сектора?
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» лица мужского пола обязаны проходить военную службу по призыву. Другой Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» дает возможность вместо службы по призыву пройти альтернативную гражданскую службу.
В апреле 2024 года в перечне видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, появилась должность «провизор» (Приказ Минтруда России от 29.02.2024 г. №79н).
К сожалению, смысл нововведений далек от реальности. Во-первых, мало кому удается воспользоваться самим правом на альтернативную службу и доказать, что внутренние убеждения противоречат несению военной службы. Во-вторых, весьма незначительный процент от общего числа провизоров составляют лица мужского пола. А для аптек использовать такой вариант для борьбы с дефицитом кадров, даже если кому-то посчастливится служить провизором, не удастся, поскольку проходить альтернативную гражданскую службу можно только в определенных, установленных Минтрудом организациях государственного сектора.
Взаимодействие аптек с государственными органами
Так повелось, что бизнес у нас неохотно идет на контакт с государством, когда у него нет такой обязанности: редко участвует в сборе сведений, заполнении каких-либо форм, опросах госорганов и т.п. Аптеки в данном случае не исключение.
Дефицит кадров в фарме приобретает уже такой размер, когда самостоятельно, без использования имеющихся государственных механизмов сложно справляться с ситуацией.
В летние сезоны 2023 и 2024 годов на цифровой платформе ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России проводился опрос работодателей с целью определения потребности в профессиональных кадрах в разрезе субъектов РФ, групп занятий и видов экономической деятельности.
Участие в подобного рода мероприятиях не несет никакого вреда, при этом в официальных источниках появляется информация о реальном дефиците фармацевтических кадров, а следом возможна разработка мероприятий по ликвидации этого самого дефицита, выделение субсидий, предоставление региональных льгот и т.д.
Есть смысл обратить внимание на нормы Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», где предусмотрены варианты взаимодействия органов занятости с работодателями посредством проведения, например, таких мероприятий, как:
- содействие в подборе необходимых работников, в том числе путем организации переговоров с гражданами, ищущими работу;
- содействие в привлечении работников из числа граждан, проживающих в других субъектах РФ;
- содействие в привлечении работников из числа иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- содействие в реализации мероприятий по обеспечению занятости граждан, находящихся под риском увольнения;
- организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования работниками, находящимися под риском увольнения, работниками в возрасте 50 лет и старше, в том числе работниками предпенсионного возраста, а также иными категориями работников;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- информирование о положении на рынке труда в субъектах РФ;
- информирование работодателей о мерах государственной поддержки в сфере занятости населения;
- содействие в составлении и распространении информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях и т.д.
Вопрос дефицита кадров в фармотрасли, возможно, легче будет решать, когда аптеки снова станут неотъемлемой частью здравоохранения. Процесс уже запущен, депутаты и Минздрав разделяют эту точку зрения, неоднократно высказанную профессиональными организациями. Осталось технически оформить этот вопрос совместно с Минэкономразвития.