Жадные таблетки. Аптечные магнаты контролируют половину рынка лекарств
07.03.2025
В аптечной отрасли продолжается монополизация. По итогам прошлого года 10 крупнейших игроков контролировали уже 47,9% розничного рынка лекарств и лекарственных средств. Это позволяет аптечным магнатам диктовать условия не только покупателям, но и производителям лекарств. Неудивительно, что цены на лекарства продолжают расти.
По данным Росстата, за прошлый год средняя стоимость медикаментов выросла на 11%. Это сделало их самым быстродорожающим непродовольственным товаром. В то же время страховая компания «Лучи» подсчитала, что цены на базовые лекарства за год выросли до 30%. Возможно, разница объясняется тем, какая выборка лекарств берётся для расчётов. Можно предположить, что Росстат в первую очередь интересуют препараты из списка жизненно необходимых, цены на которые контролирует ФАС. Страховщики же, судя по всему, отслеживали цены на самые востребованные лекарства. Заодно они углядели ещё один интересный момент.
Эпоха поглощений
Оказалось, что цены на лекарства в разных регионах устанавливаются неравномерно, отчего стоимость условной аптечки в различных городах страны может отличаться на 60%. В то же время в Москве и Санкт-Петербурге лекарства обычно дороже на 20–30%, чем в регионах. Такие различия трудно объяснить одной лишь разницей в арендных ставках на торговые помещения. Но если принять во внимание ситуацию на аптечном рынке, то всё становится на свои места. Сценарий обычно таков: сперва региональная сеть подминает под себя независимые аптеки, после чего её покупает федеральный игрок. Таким образом, самые удобные и популярные аптеки в городе оказываются в руках одного бенефициара. Формально конкуренция сохраняется, однако владелец сети получает возможность завышать цены: всё равно все пойдут к нему, а не в аптеку на окраине.
Сейчас аптечные империи продолжают делить между собой города и регионы. Например, крупнейшей по оборотам является сеть «Апрель», основанная четверть века назад в Краснодаре. Сперва она стала одним из лидеров на юге страны, после чего двинулась в Поволжье. Заходя в Татарстан, «Апрель» купила крупнейшую в столице республики сеть «Казанские аптеки» (112 торговых точек), а потом сеть «Эскулап» в Набережных Челнах (21 аптека). Сейчас сеть продолжает экспансию в регионы. В прошлом году она купила или открыла 1,2 тыс. новых торговых точек. С момента основания владельцем сети «Апрель» является Вадим Анисимов. Лет пять назад в ходе аптечного саммита в Москве он будто бы сказал коллегам – мол, с каждым годом участников конференций будет всё меньше. Если так, то нетрудно понять, что имел в виду аптечный магнат, – речь явно шла о монополизации рынка. Судя по всему, сейчас этот процесс находится в самом разгаре.
Опт и розница едины
Ещё быстрее сети Анисимова в последнее время жирела и разбухала сеть «Ригла». По итогам прошлого года она увеличилась на 1300 торговых точек. Одной из последних сделок стала покупка сразу 23 аптек, работавших в Новочеркасске (Ростовская область). А уже в этом году «Ригла» купила сразу 32 аптечные сети (!) на Дальнем Востоке. ФАС согласовала эти сделки, отметив, что компания может занять доминирующее положение на фармрынках Камчатки, Хабаровска и Сахалина.
В Росздравнадзоре рассказали, что поставки в страну лекарственных препаратов из Европы осуществляются без сбоев, в плановом режиме и в прежнем объёме.
Особенность «Риглы» в том, что она была создана на базе дистрибьютора фармацевтической продукции – компании «Протек». При этом «Протек» также владеет другими сетями – «Будь здоров!», «Живиха» и «Здравсити». Основным бенефициаром «Протека» является Вадим Якунин (107-е место в российском рейтинге «Форбс» с состоянием 1,3 млрд долларов). По итогам прошлого года «Протек» занял второе место в стране по объёмам продаж лекарств, заработав 391,1 млрд рублей.
Что интересно: на уровне дистрибьюторов концентрация фармацевтического рынка ещё выше, чем в рознице. Здесь 10 крупнейших компаний контролируют более 80% рынка. С большим отрывом от конкурентов идут три компании – «Пульс», «Протек» и «Катрен». Основателем «Пульса» является Эдуард Нетылько. В 90-е он пытался собирать электронику под брендом «Пульсар», но бизнес не пошёл, и предприниматель переключился на торговлю лекарствами. Со временем «Пульс» основал и собственную аптечную сеть – ООО «Аптека «Форте».
У его собрата-конкурента компании «Катрен» тоже есть собственные аптечные сети – «Мелодия здоровья» и «Эркафарм» (бренд «Доктор Столетов»). Если посчитать показатели этих двух сетей вместе, то они могут претендовать на попадание в топ-10 крупнейших аптечных сетей России. Также «Катрену» принадлежит интернет-сервис
Apteka.ru. Основным владельцем «Катрена» СМИ называют непубличного бизнесмена Леонида Конобеева. Совладельцем и руководителем компании является Владимир Спиридонов.
Выгодное партнёрство
С учётом связи между дистрибьюторами лекарств и розничными сетями уровень монополизации в этом секторе может показаться запредельным. При этом не всегда эта связь демонстрируется. Например, ещё одна из крупнейших аптечных сетей – «Имплозия» – тоже исторически связана с дистрибьютором. При этом, как писала деловая пресса, у «Имплозии» издавна есть собственное программное обеспечение для заказа оптовых поставок лекарств, к которому она якобы подключает партнёрские аптеки. Таким образом, те могли продолжать работать под своими вывесками, но фактически реализовать продукцию со складов «Имплозии». Действует ли эта схема сейчас, проверить невозможно. Однако количество аптек под вывеской «Имплозия», насчитыващее почти 5 тыс., выглядит внушительно. По этому показателю «Имплозию» можно назвать третьей по размеру аптечной сетью в России. Её «домашний» регион – Самарская область. Основателем бизнеса считается Грант Безрученко. В 90-е он пробовал разные бизнесы, пока не «распробовал» аптечное дело.
Неудивительно, что многие хотят войти в прибыльный аптечный бизнес. В 2020-м долю в 25% в компании «Планета здоровья холдинг» получил режиссёр Андрей Кончаловский, став таким образом бизнес-партнёром основателя аптечной сети «Планета здоровья» пермского предпринимателя Александра Броварца. Уральские СМИ называют Броварца учредителем нескольких десятков компаний по оптовой и розничной торговле медпрепаратами. Их бизнес-союз с Кончаловским не выглядит случайным, так как Александр Броварец успел засветиться в киноиндустрии в роли продюсера. Теперь режиссёр и аптечный магнат будут зарабатывать вместе.
Крупнейшие аптечные сети России в 2024 году
Конкретно
Аптечные магнаты приобрели такой вес, что могут диктовать свои условия производителям лекарств. Например, в отношении так называемых маркетинговых бонусов. Это плата, которую аптеки берут с производителя за то, что продают его продукцию. Такая система не выглядит выгодной для покупателей. Выполняя условия договора, аптекари могут настойчиво предлагать им препараты с «накрученными» ценниками, отговаривая покупать дешёвые аналоги. По результатам исследования аналитической компании RNC Pharma и сервиса «Доктор на работе», 32% опрошенных работников аптек отметили, что маркетинговые акции вынуждают фармацевтов навязывать покупателю то, что ему не требуется. В целом 72% опрошенных сотрудников аптек отрицательно относятся к этой практике. Однако владельцы аптек заинересованы в маркетинговых бонусах, которые могут обеспечивать до 30% от выручки конкретной аптеки.
Многие производители, в свою очередь, вынуждены смириться с условиями, которые им диктуют собственники аптек. Некоторые эксперты считают, что это затрудняет производителям финансировать новые инновационные проекты. Потому возникла идея ограничить размер маркетинговых бонусов законодательно. На прошлой неделе поправки о «маркетинговых бонусах» в очередной раз рассматривала Госдума. И в очередной раз идея была отклонена. Также через Госдуму не прошла идея ограничить долю для каждой конкретной аптечной сети на рынке 20%. Так что монополизация аптечного рынка пока идёт без сопротивления со стороны государства.