Аптеки 20-х: потеря парафармации, рост продаж БАД и поиск альтернативных категорий
09.04.2025
Основной ассортиментный тренд 2020-2024 гг. — это существенная потеря аптеками объемов реализации парафармацевтических продуктов (таких как, например, подгузники, средства женской гигиены, продукция для гигиены полости рта). Здесь приходится прилагать большие усилия к поиску альтернативных категорий, которые можно развивать в рамках продаж «глаза в глаза» с точки зрения экспертности, выбирать более дорогостоящую, премиальную продукцию, проводить дополнительное стимулирование отпуска названных видов нелекарственного ассортимента.
Одновременно с этим увеличилась (и существенно!) доля продаж биодобавок. Рост популярности профилактической медицины и здорового образа жизни продолжается, а потребление БАД — один из элементов данной тенденции.
Добавила оптимизма и новость об отклонении законопроекта, ограничивающего маркетинговые бонусы. Ведь отмена данного вознаграждения резко снизит долю отечественных производителей в аптечных продажах и одновременно повысит необходимость в реализации более дорогостоящих товаров. Это негативно скажется на кошельках наших покупателей. Вот почему отказ от запрета на бонусы — правильное решение. Здесь нужны консультации законодателей с отраслью, надо понять, какую задачу они хотят выполнить с помощью этого инструмента, и проработать вопрос более глубоко.
Если речь идет, например, о доступности лекарственного обеспечения, то данный показатель сейчас на достаточно высоком уровне. Единственная проблема — отдаленные районы, малонаселенные деревни и т.д. Что могло бы решить вопрос с лекобеспечением таких территорий, так это мобильные аптеки, про которые уже давно говорят, но никак их не запустят. Или же разрешение отпускать лекарства в малых населенных пунктах (где численность жителей не выше определенной отметки) специалистам не только с фармацевтическим, но и с медицинским образованием. Ведь штатный вопрос зачастую является определяющим.
Сами мы уделяем кадрам первостепенное внимание. Стараемся сохранить их, как предлагая большие возможности для заработка, так и разумно подходя к управлению (да, требования в сети тоже есть, но они все ориентированы на здравый смысл). Поэтому текучесть у нас небольшая, и сотрудники, которые соответствуют двум важнейшим критериям (а это трудолюбие и желание помочь покупателю), задерживаются надолго.
Также мы периодически проводим неформальные мероприятия в каждом регионе присутствия, стараемся разнообразить жизнь специалиста вне аптеки. Планов по развитию данного направления множество. Фармация — это ведь не только работа…