DSM Group: Фармацевтический рынок России, март 2025 г.
23.04.2025
Объём коммерческого рынка ЛП в марте составил 158,1 млрд рублей (в розничных ценах). По сравнению с февралём ёмкость увеличилась на 9,6%. Относительно марта 2024 года в текущем году рынок показал прирост объёма продаж на 12,4%. В натуральных единицах измерения объём реализации лекарственных препаратов в марте вырос на 7,6% относительно февраля и составил 378,4 млн упаковок, что на 2,2% меньше, чем в марте прошлого года.
Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в марте стала выше на 1,9% по сравнению с февралём и составила 417,8 рубля.
Объём коммерческого рынка лекарств по итогам первого квартала 2025 года в рублёвом эквиваленте увеличился на 6,5% относительно аналогичного периода 2024 года. Общая ёмкость составила 439,2 млрд рублей. Совокупно за 3 месяца потребление лекарственных средств через аптеки достигло 1,1 млрд упаковок, что на 7% меньше, чем за такой же период в 2024 году.
Структура коммерческого рынка ЛП в марте по ценовым сегментам изменилась в пользу препаратов дороже 1 000 рублей относительно марта 2024 года. Доля лекарств из категории «свыше 1 000 руб.» увеличилась на 3,1% и составила 36,4%. Удельный вес ценового диапазона «от 500 до 1 000 руб.» за год увеличился на 1,3% до 31,6%. Доля сегмента лекарств со стоимостью упаковки 100-500 руб. сократилась с 32% до 28,9%. На дешёвые лекарственные препараты «до 100 руб.» пришлось менее 3,2% стоимостного объёма (-1,2% к марту 2024 года).
По итогам марта 65,9% препаратов, реализованных на рынке, производились на территории России (локализованные препараты) в натуральных единицах измерения, однако в стоимостном выражении они заняли 49,8%.
Коммерческий сегмент рынка в марте на 41,2% был представлен рецептурными препаратами и на 58,8% ОТС-средствами в упаковках; в стоимостном объёме на рынке лидируют препараты, которые отпускаются в аптеках по рецепту врача, – на них пришлось 54,5%.
Рейтинг компаний по стоимостному объёму продаж в марте возглавил Bayer, на втором месте — «Нижфарм», на третьем — Servier. ТОП-3 брендов ЛП по стоимостному объёму аптечных продаж в России по итогам марта состоял из таких препаратов как «Семавик» (0,9%); «Эликвис» (0,8%); на третьем месте — «Терафлю» (0,7%).
Объём российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в марте увеличился на 9,4% относительно февраля и составил около 16 млрд рублей. В натуральном выражении объём аптечного рынка БАД в третьем месяце 2025 года вырос на 5,5% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 36,4 млн упаковок. Средневзвешенная стоимость упаковки БАД в марте стала на 3,7% выше по сравнению с февралём и составила 438,7 рубля. ТОП-3 производителей БАД занял 27,3% рынка в марте в стоимостном выражении; рейтинг состоит из компаний: «Эвалар» (15%), Solgar (6,2%) и «Квадрат-С» (6,1%).