Фармацевтическое консультирование – важный инструмент реализации социальной функции аптек. Консультирование – это информирование потребителей о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента (см. пп. «в» п. 8 приказа Минздрава России от 31 августа 2016 года № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики (…)», действует до 1 сентября 2025 года).
Такое консультирование не должно подменять собой работу врача, но призвано обеспечить доступ потребителя к необходимой информации о товаре.
В этом контексте фармацевтическое консультирование не должно признаваться рекламой в рамках текущего регулирования по ряду оснований. Во-первых, согласно п. 53 вышеупомянутого приказа, фармацевтическое консультирование относится к процессу розничной торговли препаратами, а не к процессу их продвижения (рекламы). Во-вторых, поскольку под консультированием понимается донесение до потребителей необходимой и определенной нормативами информации о товаре, она будет подпадать под исключение из закона о рекламе (п. 2 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе») как обязательная для предоставления потребителю. Кроме того, само по себе консультирование не предполагает доведение информации до неограниченного круга лиц: консультацию получает потенциальный покупатель в аптеке.
Важно отметить, что первостольник не вправе получать выплаты от фармацевтических компаний за рекомендацию конкретного препарата или медицинского изделия, это прямо запрещено законом (см. пп. 3, 4 ч. 2 ст. 74 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»). Эта норма не касается рекламы, а направлена в первую очередь на пресечение нарушений коррупционной деятельности, в том числе коммерческого подкупа. Выявлять такие нарушения, если они происходят, не всегда просто, однако размер ответственности в рамках уголовной статьи стимулирует участников рынка выполнять свои обязанности честно. К примеру, за коммерческий подкуп в крупном размере получателю будет грозить до 9 лет лишения свободы со штрафом до 40-кратного размера суммы подкупа.
Несмотря на то что фармконсультирование как таковое не следует рассматривать в качестве рекламы, это совсем не означает, что аптеки или их сотрудники вольны в рамках консультаций «продвигать» конкретные препараты. В случаях, если на содержание консультации непосредственно влияет выплата со стороны фармкомпании, для аптечных работников существует значительный риск привлечения к ответственности.