Коммерческий сегмент лекарственного рынка: тенденции и прогнозы
23.05.2025
Об особенностях, тенденциях и вызовах, характерных для этого сектора, шла речь на конференции «День Аналитика».
Рейтинг доверия
С 2022-2023 гг. перед отечественными фармбрендами встала важная задача: укрепить свое позиционирование на рынке. Большую долю здесь занимали зарубежные препараты, им традиционно доверяли пациенты, тогда как российские продукты часто оценивались по принципу «отечественный — значит, дешевый». После ухода зарубежных препаратов отношение к отечественным брендам во многом осталось на уровне этого стереотипа. Компания Media Research Family начала составлять рейтинги, чтобы системно отслеживать изменения в восприятии фармбрендов. Причем методология исследования основана на анализе сообщений пользователей в социальных медиа, то есть сообщений, которые содержат личное мнение авторов, поскольку именно они отражают точку зрения реальных пользователей.
Антон Штерле, эксперт отдела мониторинга и аналитики Media Research Family, представил данные аналитики доверия на фармацевтическом рынке России в 2024 году. По его словам, в прошлом году решили разделить рейтинги на категории OTC и Rx-препаратов.
Рисунок 1. Рейтинг доверия к OTC-препаратам 2024 г.
Для анализа доверия к ОТС-брендам было отобрано 20 фирменных наименований по количеству упоминаний в формате WOM (от ред. — рекомендация клиента или сообщение, в котором он делится собственным пользовательским опытом). Средний индекс доверия по ним составил 62 единицы, что свидетельствует о позитивном восприятии брендов на рынке и их устойчивой позиции в глазах потребителей. Такие высокие показатели аналитики объясняют несколькими факторами: эффективностью препаратов, их заметностью на рынке, длительным присутствием, которое сформировало устойчивую репутацию. Наибольшее количество упоминаний среди ОТС-препаратов относится к лекарственным средствам для ЖКТ.
Анализ индекса доверия RX-препаратов выявил, что пользователи социальных медиа склонны оценивать рецептурные лекарственные средства в большей степени негативно, чем позитивно. Показатель этого индекса -27, что говорит о низкой лояльности пользователей. RX-препараты оценивались по эффективности и качеству препарата, то есть способности достигать желаемого терапевтического эффекта; доступности и цене, то есть возможности приобретения препарата пациентами и его стоимости; доверию к врачам, фармацевтам и производителям рецептурных лекарств; дизайну упаковки, то есть оценке внешнего вида упаковки, понятности информации в инструкции к применению.
По мнению авторов анализа, относительно эффективности препаратов потребители часто заблуждаются. Не получив быстрого результата или столкнувшись с побочными реакциями, они часто воспринимает препарат как неэффективный, даже если он на самом деле работает правильно, но для этого, например, банально необходимо больше времени. И поэтому здесь ключевой задачей для фармбрендов становится правильное выстраивание коммуникаций. Например, можно создавать образовательные материалы, которые объясняют механизм действия препаратов, возможные побочные эффекты и важность соблюдения рекомендаций врача. Это поможет пациентам лучше понимать, чего ждать от процесса лечения, следовательно, снизит общий уровень недовольства. Чем больше у пациента информации, тем меньше страхов и потенциальных разочарований.
Рисунок 2 Распределение тональности внутри брендов
Динамика рынка
Фармацевтический рынок России, включая БАД, медицинские изделия и прочий ассортимент, по итогам I квартала 2025 г. составил 907 млрд руб. и 2,06 млрд упаковок, привела данные Татьяна Ковальчук, заместитель генерального директора AlphaRM. Объем розничного аптечного рынка в ценах конечного потребителя за тот же период составил 594 млрд руб. и 1,87 млрд упаковок. Рынок в рублях показывает неплохие результаты: ЛС (RX) +17%, ЛС (ОТС) +9%, прочий ассортимент +8%, БАД +16% – это за счет больших упаковок, инфляции и естественного прироста. Но в упаковках ситуация находится в зоне нулевых значений: ЛС (RX) +1%, ЛС (ОТС) -3%, прочий ассортимент +3%, БАД 0%.
По итогам 3 месяцев 2025 г. в России работает 81,4 тыс. аптечных учреждений.
У всех TОП-20 аптечных сетей отмечен рост продаж, а совокупная доля на рынке (sell out, руб.) достигает 65,7%.
Рисунок 3. ТОП-20 аптечных сетей
Среднемесячная выручка на одну аптеку по регионам РФ составляет 2 440 тыс. руб. (+9%).
Лидирующими группами EphMRA (2 уровень) (терапевтические группы) на розничном коммерческом рынке в стоимостном выражении в указанный период стали: ингибиторы АПФ; противопростудные и противокашлевые препараты; препараты для лечения заболеваний носа; противовоспалительные и противоревматические препараты; противовирусные препараты для системного использования; половые гормоны и продукты с аналогичными эффектами (системного действия); психоаналептики (кроме препаратов для лечения ожирения); антикоагулянты; препараты, используемые при сахарном диабете; препараты для лечения заболеваний горла.
Лидирующие бренды ЛП на розничном коммерческом рынке в стоимостном выражении — это Эликвис, Ксарелто, Семавик, Форсига, Нурофен, Терафлю, Эдарби, Ингавирин, Гептрал, Детралекс.
Рисунок 4. Лидирующие группы на розничном коммерческом рынке в стоимостном выражении
Согласно данным, которые представила в обзоре тенденций и прогнозов по итогам I квартала 2025 г. Светлана Никулина, директор по продажам в России и СНГ «IQVIA», сегменты ЛС и БАД коммерческого фармацевтического рынка в денежном выражении демонстрируют рост +14% относительно прошлого года. В упаковках же наблюдается уменьшение показателя на -3%. Все категории из ТОП-10, за исключением R05 (препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях), демонстрируют позитивную динамику относительно прошлого года в денежном выражении.
В розничном сегменте 57% лончей приходится на БАД, 30% – на Rx и 13% – на ОТС. Именно БАД являются драйвером розничного сегмента. В период с 2022 г. по февраль 2025 г. преобладали локальные SKU: 5 392 локальных SKU, 2 200 SKU – международных.
Рисунок 5. Динамика розничного сегмента (рецептурные/безрецептурные препараты)
Рынок будет расти
Согласно выводам Татьяны Ковальчук, к концу 2025 года российский фармацевтический рынок вырастет на 10%. Это не самая большая цифра, но значения ожидаются положительные. Что касается ближайших лет, то, по прогнозам Светланы Никулиной, в 2025-2029 гг. российский фармрынок будет расти со среднегодовым темпом роста 9,5% в денежном выражении.
Ключевые факторы роста рынка:
- Продолжающийся переход к фармацевтическому суверенитету стратегия Фарма-2030 будет стимулировать местное производство, благоприятствуя отечественным производителям и локализованным иностранным инвестициям.
- Увеличение финансирования в рамках национальных проектов в области здравоохранения, включая фонд «Круг добра», а также включение с 2024 года в программу профилактических медицинских осмотров обследования на антитела к гепатиту С.
- С учетом того, что основной проблемой является доступность бюджетных средств, на рынке будут доминировать непатентованные лекарственные средства, а также популярные биосимиляры, особенно в области онкологии и иммунологии.
Ключевые факторы ограничения роста рынка:
- Ослабление рубля, инфляция и рост себестоимости, способные привести к сокращению прибыльности для производителей, особенно ЖНВЛП.
- Механизм принудительного лицензирования может расширяться, затрагивая область защиты интеллектуальной собственности.
- Несмотря на рост локализации, 70-80% активных фармацевтических субстанций (АФС) по-прежнему импортируются, что делает Россию уязвимой к глобальным колебаниям поставок и изменениям цен.
По материалам конференции «День Аналитика» от клуба «Зеленый Крест»