ТОР-20 аптечных сетей по доле продаж через онлайн-сервисы
20.06.2025
Суммарный объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) по итогам 1 кв. 2025 г. составил 139,5 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублёвая динамика относительно 1 кв. 2024 г. остаётся на очень высоком уровне, порядка 35,7%, что втрое больше темпов роста валовой выручки аптечных учреждений. В текущем году динамика онлайн канала пока фиксируется на показателях даже выше, чем фиксировалась по итогам 2024 г., на тот момент она составляла 32,5%.
По информации баз данных: «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma общая доля покупок лекарственного ассортимента, осуществляемого с доставкой до потребителя, продолжает расти, по итогам января-марта 2025 г. она преодолела психологический порог и составляет 1,15% от общего объёма рынка, это на 0,3% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Суммарно здесь было продано ЛП на сумму 5,4 млрд. руб., за год динамика зафиксирована на уровне 57% в российской валюте. С точки зрения абсолютных объёмов продаж лидеры не изменились, это по-прежнему: Терафлю от «ГСК», Никоретте «Джонсон и Джонсон» и Нурофен от «Рекитт Бенкизер», все перечисленные продукты демонстрируют высокую рублёвую динамику на уровне: 65%, 94% и 79% соответственно. Вообще из более чем 3,6 тыс. торговых марок ЛП, представленных в сегменте только у 696 позиций мы фиксировали снижение объёмов продаж, в частности в отношении таких продуктов как: Канефрон (-14%) и небрендированных препаратов Мелатонина (-31%), последние, очевидно, испытывают серьёзное давление со стороны аналогов категории БАД.
Среди топовых компаний по итогам 1 кв. 2025 г. только «Еаптека» демонстрировала снижение рублёвой выручки (-4%), возможно с этим фактом связана фигурирующая в СМИ информация о готовящейся продаже данного актива. Вообще, учитывая ограниченную инфраструктуру компании «на земле» и существующие законодательные ограничения на доставку рецептурных препаратов, обеспечивать рост можно только за счёт активных вложений в маркетинг, но здесь соревнование ведётся с уже очень развитыми сервисами от других структур, которые или имеют развитую физическую аптечную сеть или являются дочерними структурами крупных оптовиков, а значит имеют и финансовые ресурсы и объёмную базу партнёрских аптек. Ещё у 9 компаний хотя и наблюдался рост продаж, но всё-таки динамика существенно отставала от среднерыночной, в т.ч. в их числе фигурирует абсолютный лидер рейтинга с точки зрения выручки «Аптека.ру».
Абсолютными лидерами с точки зрения динамики продаж в анализируемом периоде стал проект Polza.ru от фармацевтического дистрибьютора «Пульс», онлайн продажи компании выросли за год в 2,7 раза. Второй результат у аптечной сети «Апрель», речь идёт о более чем двукратном росте продаж – сеть всерьёз претендует на вторую строчку рейтинговой таблицы.
Таб. ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам 1 кв. 2025 г.
№ | Компания* | Центральный офис | Объём валовых e-com продаж в 1 кв. 2025, млрд. руб. | Прирост продаж к 1 кв. 2024, %, руб. | Доля1 на розничном-коммерческом фармрынке (ЛП + не ЛП) по итогам 1 кв. 2025, %, руб. |
1 | Аптека.Ру | Новосибирск | 27,5 | 21 | 4,1 |
2 | Ригла | Москва | 17,3 | 77 | 2,8 |
3 | Апрель | Краснодар | 17,1 | 106 | 2,6 |
4 | Ютека | Москва | 9,1 | 74 | 1,5 |
5 | Здравсити | Москва | 8,4 | 52 | 1,4 |
6 | Неофарм | Москва | 7,5 | 23 | 1,3 |
7 | Еаптека | Москва | 7,3 | -4 | 1,0 |
8 | Аптечная сеть 36,6 | Москва | 4,8 | 26 | 0,8 |
9 | Фармленд | Уфа | 4,4 | 20 | 0,7 |
10 | ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья | Новосибирск | 4,0 | 14 | 0,7 |
11 | Polza.ru | Москва | 3,9 | 174 | 0,6 |
12 | Планета Здоровья2 | Пермь | 2,6 | 71 | 0,4 |
13 | Здоров.ру | Москва | 2,3 | 20 | 0,4 |
14 | Имплозия2 | Самара | 1,8 | 57 | 0,3 |
15 | Вита2 | Самара | 1,7 | 17 | 0,2 |
16 | ИРИС3 | Москва | 1,5 | 46 | 0,2 |
17 | АСНА | Москва | 1,4 | 10 | 0,2 |
18 | Алоэ | С.-Петербург | 1,2 | 23 | 0,2 |
19 | Максавит (Включая 36,7С) | Н. Новгород | 0,9 | 47 | 0,2 |
20 | Аптека25.рф | Владивосток | 0,7 | 72 | 0,1 |
1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ | |||||
2 - экспертная оценка | |||||
3 - указан LFL показатель прироста по актуальному составу участников организации | |||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
* в числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, также в данных объёмах не включена выручка представителей серого он-лайн бизнеса, связанного с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики