DSM Group: Фармацевтический рынок России, май 2025
26.06.2025
Объём коммерческого рынка ЛП в мае составил 146 млрд рублей (в розничных ценах). По сравнению с апрелем ёмкость уменьшилась на 1,6%. Относительно мая 2024 года в текущем году рынок показал прирост объёма продаж на 15,1%. В натуральных единицах измерения объём реализации лекарственных препаратов в мае снизился на 1,2% относительно апреля и составил 349,2 млн упаковок, что на 1,3% больше, чем в мае прошлого года.
Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в мае стала ниже на 0,5% по сравнению с апрелем и составила 418,2 рубля.
Объём коммерческого рынка лекарств по итогам первых пяти месяцев 2025 года в рублёвом эквиваленте увеличился на 9,3% относительно аналогичного периода 2024 года. Общая ёмкость составила 734,3 млрд рублей. Совокупно за 5 месяцев потребление лекарственных средств через аптеки достигло 1,8 млрд упаковок, что на 4,3% меньше, чем за такой же период в 2024 году.
Структура коммерческого рынка ЛП в мае по ценовым сегментам изменилась в пользу препаратов дороже 1 000 рублей относительно мая 2024 года. Доля лекарств из категории «свыше 1 000 руб.» увеличилась на 4,3% и составила 39%. Удельный вес ценового диапазона «от 500 до 1 000 руб.» за год увеличился на 0,3% до 29,8%. Доля сегмента лекарств со стоимостью упаковки 100-500 руб. сократилась с 31,4% до 27,9%. На дешёвые лекарственные препараты «до 100 руб.» пришлось всего 3,3% стоимостного объёма (-1,1% к маю 2024 года).
По итогам мая 66,6% препаратов, реализованных на рынке, производились на территории России (локализованные препараты) в натуральных единицах измерения, однако в стоимостном выражении они заняли 49,7%. Коммерческий сегмент рынка в мае на 43,5% был представлен рецептурными препаратами и на 56,5% ОТС-средствами в упаковках; в стоимостном объёме на рынке лидируют препараты, которые отпускаются в аптеках по рецепту врача, – на них пришлось 58%.
Рейтинг компаний по стоимостному объёму продаж в мае возглавил Bayer, на втором месте — Servier, на третьем — «Нижфарм». ТОП-3 брендов ЛП по стоимостному объёму аптечных продаж в России по итогам мая состоял из таких препаратов как «Семавик» (1,1%); «Эликвис» (0,9%); на третьем месте — «Ксарелто» (0,7%).
Объём российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в мае снизился на 5,9% относительно апреля и составил 13,5 млрд рублей. В натуральном выражении объём аптечного рынка БАД в пятом месяце 2025 года сократился на 4,9% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 30,8 млн упаковок. Средневзвешенная стоимость упаковки БАД в мае стала ниже на 1% по сравнению с апрелем и составила 438,5 рубля. ТОП-3 производителей БАД занял около 30% рынка в мае в стоимостном выражении; рейтинг состоит из компаний: «Эвалар» (15,2%), «Квадрат-С» (8%) и Solgar (6,2%).