RNC Pharma: ТОР-10 корпораций в сегменте e-com розничного фармрынка России
04.07.2025
Доля онлайн продаж лекарственных препаратов с доставкой до потребителей в 2025 г. превысила психологический рубеж в 1% от общего объёма рынка
Доля онлайн продаж лекарственных препаратов с доставкой до потребителей в 2025 г. превысила психологический рубеж в 1% от общего объёма рынка
По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma по итогам января-мая 2025 г. на долю электронных продаж лекарственных препаратов, осуществляемых с доставкой до потребителя, приходилось порядка 1,1% от всего розничного фармрынка России. За последние три года ёмкость онлайн-продаж увеличилась на 0,7 процентных пункта (п.п.) — в 2022 г. доля сегмента не превышала 0,44%. В отчётный период россияне приобрели через интернет более 21,5 млн упак. лекарств на сумму свыше 8,8 млрд руб. Относительно аналогичного периода прошлого года продажи в деньгах увеличились на 57,4% в руб. и на 37,5% в упак. Суммарно за весь 2024 г. в сегменте e-com было продано 47,7 млн упак. лекарственных препаратов (+33,8% к 2023 г.), при этом расходы по итогам года составили 15,7 млрд руб., это больше показателей 2023 г. на 69,5%.
Всего по итогам пяти месяцев 2025 г. на розничном рынке онлайна присутствовала продукция более 560 корпораций. Первое место среди лидирующих компаний в онлайн-канале розничного фармрынка сохраняет «Джонсон и Джонсон» с долей стоимостных продаж 4,84% и приростом +60% в российской валюте. В онлайн с доставкой, корпорация реализует 26 продуктов, главный из которых бренд Никоретте, за год продажи его выросли на 94,8% в денежном выражении. На второй позиции по доле продаж компания «Байер Хелскэр», практически не уступающая по динамике лидеру (+57% в рублях). В портфеле компании в онлайн-канале насчитывается 42 торговые марки. Ключевым брендом здесь в отчётный период был Бепантен (+29% в руб.). Тройку лидеров по динамике продаж замыкает ещё одна зарубежная компания «Санофи» (+54%). В сегменте у производителя 61 торговых марок, у большинства из которых фиксируется рост стоимостного объёма в 2-3 раза. Здесь ключевую роль играли препараты Магне B6 (+52,7%) и Фосфалюгель (+57,8%).
Из числа игроков, входящих в ТОР-10 наибольшее количество брендов в сегменте электронной коммерции представлено у компании «Нижфарм» (89 торговых марок), за год объём продаж продукции производителя увеличился на 32%.
Максимальная динамика объёма рублёвых продаж в ТОР-10 зафиксирована у «Эбботт», продажи продуктов производителя выросли на 73% по сравнению с январём-маем 2024 г. В онлайне корпорация представляет 41 бренд, ключевые среди них Гептрал (+39% в рублях) и Креон (рост в 2,2 раза).
Таб. ТОР-10 корпораций в сегменте e-com розничного фармрынка России с доставкой до потребителя по объёму денежных продаж в январе-мае 2025 г.
№ | Корпорация | Количество ТМ в онлайн-канале, шт. | Доля в январе-мае 2025, %, руб. | Динамика к январю-маю 2024, %, руб. |
1 | ДЖОНСОН И ДЖОНСОН | 26 | 4,84 | 60 |
2 | БАЙЕР ХЕЛСКЭР | 42 | 4,21 | 57 |
3 | САНОФИ | 61 | 3,53 | 54 |
4 | ОТИСИФАРМ | 42 | 3,16 | 47 |
5 | ГСК | 38 | 3,09 | 30 |
6 | НИЖФАРМ | 89 | 2,99 | 32 |
7 | РЕКИТТ БЕНКИЗЕР | 3 | 2,78 | 69 |
8 | ЭББОТТ | 41 | 2,67 | 73 |
9 | ВАЛЕНТА | 30 | 2,64 | 63 |
10 | СЕРВЬЕ | 52 | 2,24 | 67 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out) |