«ЗаведующАЯ получает отказ, а заведующИЙ проходит аккредитацию»
08.10.2025
Система НМФО нужна, но, на взгляд практикующего специалиста, в своем сегодняшнем виде она очень далека от совершенства. Сам по себе портал удобен, все легко выбирается по цене и циклам. А вот сказать, что процедура аккредитации проста и комфортна, нельзя: много сложностей и особенностей заполнения документов. Одно портфолио чего стоит! Казалось бы, данный документ должен иметь произвольную форму, но он сильно «зарегламентирован», и любая деталь может стать причиной отказа. Хотя сами мы чаще сталкиваемся с отказами по стажу и образованию.
Если сотрудник с многолетним опытом, то у него не было интернатуры и ординатуры — а это очень сильно усложняет процедуру аккредитации. Альтернативой в данном случае может быть подтверждение стажа.
Но тут своя сложность: приходится исправлять окончания в трудовых книжках. ЗаведующАЯ аптечным пунктом получает отказ, а заведующИЙ проходит аккредитацию при всех прочих одинаковых данных.
К тому же достаточно трудной для некоторых специалистов оказывается задача синхронизировать все свои аккаунты на госуслугах, ФРМО и ФРМР — просто в силу того, что ранее они с таким не сталкивались.
А уж если специалист имеет сертификат по «Фармацевтической технологии», то получить аккредитацию многократно сложнее. Хотя такой сотрудник мог всю жизнь проработать в аптеке в должности провизора, по требованиям эта должность не соответствует полученной квалификации с 2020 года. Как итог — отказ в аккредитации из-за «неправильной» должности в период 2010-2020 гг. (по приказам Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 и приказу Минздрава России №707н от 08.10.2015).
Что касается первоначальной подготовки фармработников, то я бы не разграничивал вопросы про высшее и среднее образование. По нашему опыту, и те и другие выпускники плохо подготовлены к работе в аптеке: очень мало знаний по фармакологии. Да и выбирают эти направления не всегда осознанно, т.к. вакансии именно в аптеке доступны, но не они привлекают студентов, а возможность трудиться на фармацевтическом производстве или у производителей на должностях, связанных с продажами. И это неудивительно, в промышленности условия многократно лучше, чем в аптечном звене.
Также для сотрудников аптеки очень важны «софт скиллс» — навыки общения, продажи, умение расположить собеседника к себе. Обучают ли этому в вузах и ссузах? Не уверен… А если и так, то все равно приходится переучивать на практике.
На мой взгляд, обсуждаемая сейчас мера по обязательной отработке для выпускников медико-фармацевтического профиля может еще сильнее отпугнуть людей от профессии. Ведь зачастую абитуриенты не всегда осмысленно выбирают, где будут учиться. А данный механизм заставит их дополнительно задуматься, идти на этот факультет или нет.
Для популяризации направления деятельности или профессии надо, наоборот, «снижать планку» и убирать избыточные ограничения, а не усложнять процесс допуска к работе по специальности.
К тому же, стоит признать, что заработная плата у сотрудника аптеки (как на старте, так и при большом стаже) отнюдь не самая высокая в стране. У фармработников отсутствуют хоть какие-то послабления в ипотеке, кредитах и пр. И другие преимущества у аптечных профессий практически отсутствуют, если сравнивать, например, с ИТ-сектором.
Мне кажется, что важно донести не только важность и суть профессии до общественности, но и смысл ее, тогда ценность поднимется. Но с учетом «барьеров» на входе, невысокой оплаты труда, большого списка требований к специалистам и двойных стандартов в оценке роли аптечного дела (с точки зрения льгот — торговля, с точки зрения функций и ответственности — здравоохранение) велика вероятность, что в аптеку мало кто будет желать идти работать.
Да и ходить в аптеку в качестве посетителя не придется, если те же лекарства появятся в почтовых отделениях, а на маркетплейсах они уже есть. Покупатели тоже не совсем понимают, что должен делать фармацевт или провизор в современной аптеке, и почему он не продавец. Назначать лекарства сотрудник аптеки не может, корректировать рекомендации врача обязан, но кому поверит пациент?! Сообщить об особенностях приема и хранения препаратов может и инструкция. Так что большинство людей ходят со списками или за советом. Но на почте может не оказаться никого, с кем можно было бы посоветоваться.
Так что важно взяться за престиж профессии и знание о ней, чтобы каждому была понятна ценность труда фармацевтического работника. Возможно, стоит наделить провизоров и фармацевтов не только какими-то льготами и преференциями, но и полномочиями, чтобы белый халат мог помогать людям прямо в аптеке.