Фармотрасль и ИИ: риски и возможности
28.10.2025
Искусственный интеллект (ИИ) в фармотрасли используется для подбора и тестирования молекул, на производстве и в системе управления качеством, в обучении и найме персонала, разработках маркетинговых стратегий. При этом возникает вопрос: способна ли нейросеть или чат-бот полностью заменить сотрудника? О возможностях ИИ говорили участники сессии «Искусственный интеллект в фарме. Точки приложения 2025».
Технически совершенных решений на рынке пока нет и ошибки при использовании ИИ исключать нельзя. ИИ пока далеко от автономной работы — ему предстоит еще долго накапливать знания и совершенствовать алгоритмы. Так, для проверки нейросетям и чат-ботам можно задать абсурдный запрос, например, найти рецепт свиных крылышек. Если человек расценит это как шутку, то программа будет невозмутимо искать информацию, а под конец с большой вероятностью покажет рецепт куриных крылышек. Это показывает, что полностью доверять ИИ без контроля человека пока нецелесообразно, тем не менее, ИИ может стать незаменимым помощником при обработке биг-дата и выполнении монотонных задач.
Кроме того, ИИ несет большие риски. Например, в разработке новых лекарств и поиске молекул, которые можно применить во благо или во вред. Как когда-то термоядерную реакцию. И.О. директора Института проблем информации в Максим Федоров в марте рассказал об эксперименте одной из зарубежных фармкомпаний, когда нейросеть за несколько часов изобрела 40 тысяч новых ядовитых и токсичных соединений, некоторые из которых оказались опаснее боевых отравляющих веществ. Для сравнения — за 30 лет были открыты 13 тысяч подобных соединений.
ИИ берет на себя рутинные процессы
Современные фармкомпании часто используют ИИ для создания персонализированного контента, сбора аналитических данных и поддержки пациентов через специализированные чаты. Важно отметить, что пациенты благодаря такому интернет-общению становятся более дисциплинированными в соблюдении терапии — они быстро получают развернутые ответы на интересующие вопросы.
Ведущий бизнес-аналитик IT-компании «Дайнемик Сан» Алиса Свердлова подчеркивает, что ИИ способен существенно упростить и ускорить множество бизнес-процессов. Освобождая сотрудников от рутинных задач, ИИ позволяет им сосредоточиться на более сложных и творческих направлениях работы.
Кроме того, ИИ-технологии делают возможным обучение и работу в любое время и из любого места, что особенно актуально для компаний с филиалами в разных часовых поясах. С помощью ИИ можно автоматизировать составление служебных документов, таких как увольнительные записки, и осуществлять обучение больших потоков сотрудников, которым необходимо быстро усвоить базовые навыки и стандарты компании. В отличие от традиционных лекций и вебинаров, где не всегда есть возможность задать вопрос, ИИ-помощник предоставляет индивидуальный подход — сотрудник может обращаться к виртуальному ассистенту сколько угодно раз, глубоко прорабатывая интересующие темы.
В частности, в одной из медицинских компаний создан виртуальный помощник на базе ИИ, предназначенный для оценки и развития компетенций руководителей и сотрудников. Он ведет интерактивный диалог, адаптируется под контекст беседы и оценивает профессиональные навыки. Помощник может имитировать различные стили общения, поддерживать формальный тон и понимать специализированную терминологию. Инструмент применяется для моделирования диалогов с врачами (от презентаций новых препаратов до отработки конфликтных ситуаций), анализа сильных и слабых сторон маркетинговых стратегий, а также для проведения предварительных собеседований.
Руководитель получает обратную связь через административную панель, где размещаются данные пользователей, которые взаимодействовали с виртуальным помощником. Также в комнате диалога системы можно посмотреть отчеты с оценками компетенций тех, кто прошел тест.
Выбираем нейросеть, исходя из ее функций и возможностей компании
Сегодня одной из наиболее популярных нейросетей считается ChatGPT, однако не все компании могут позволить себе ее использование: во-первых, его использование ограничено разработчиком для применения в России и установка потребует разных «финтов ушами», во-вторых, стоимость модуля нейросети с расширенными функциями довольно большая.
Поэтому компании для экономии ресурсов и оптимизации работы ищут альтернативу.
Директор по генеративному интеллекту IT-компании «Олекстра» Алина Фомина представила проект PharmGPT, применяемый в основном в медицинских учреждениях, помогающий в коммуникациях, комплаенсе и удержании клиента. В нейросеть входят несколько моделей для генерации текстов, изображений и поиска, чат-бот и голосовой помощник для общения с клиентом. PharmGPT помогает пользователям выбрать нужную ИИ-модель для их запроса, который надо правильно сформулировать. Например, для быстрого получения информации не нужна «умная» модель, которая анализирует и рассуждает. Кроме того, можно сравнивать ответы разных ИИ-инструментов, чтобы найти среди них наиболее походящий. При создании текстов или проверки готового контента можно узнать, какая нейросеть чаще всего генерировала ответ на запрос или текст, и определить, какой процент ИИ использовался при создании текста.
Виртуальные помощники способны значительно упростить рутинную работу фармкомпании во всех областях, главное – выбрать среди них те, которые точно отвечают вашим потребностям и не требуют значительных трат ресурсов. Отметим, что сегодня практически все производители применяют ИИ-технологии хотя бы в одном бизнес-процессе, а до 80-85% руководителей компаний считают их внедрение приоритетной задачей на ближайшие два года.
По материалам сессии «Искусственный интеллект в фарме. Точки приложения 2025» в рамках отраслевой конференции «ФармаСлава 2025»