Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 1-3 кв. 2020 г.
23.11.2020
Начиная с сентября заболеваемость коронавирусной инфекцией поползла вверх, а в ноябре уже один за другим фиксируются абсолютные максимумы, как в крупных городах, так и в целом по России. Закономерно с ростом количества случаев заболевания активизировался и спрос на отдельные «коронаспецифичные» препараты. Этот сценарий в целом прогнозировался, участники рынка на всех этапах товародвижения, в т.ч. в опте, готовились к росту заболеваемости, связанному с завершением сезона отпусков и стартом учебного года, но в ситуацию внесла коррективы система маркировки. В итоге фармрынок столкнулся с тяжелым кризисом дефектуры, все последствия которого до сих пор решить не удаётся. В каком-то смысле ажиотажный спрос не столько стимулировал рост выручки российских оптовиков, сколько потенцировал нагрузку и трудозатраты.
Но это в известном смысле тактические проблемы, помимо них отрасль пытается решить и стратегические задачи. Реальное завершение пандемии можно связывать только с масштабной вакцинацией и здесь помимо нюансов масштабирования производства потребуется обеспечить и качественно иной уровень логистики. А это и особенности температурных режимов хранения существующих вакцин, и принципиально иная масштабность задачи.
Разумеется, интересен ещё и финансовый аспект, фактически за очень короткий срок будет формироваться абсолютно новый и весьма внушительный по объёму сегмент рынка, финансирование которого будет обеспечиваться за счёт государственных средств.
Госсегмент и так в последние два года развивается темпами, значительно превышающими динамику розничного рынка. И хотя последний в текущем году серьёзно подтянулся за счёт коронавирусных реалий, но в целом резервы в этом направлении почти исчерпаны, стрессовое потребление всегда оборачивается обвалом активности, тем более, что доходы населения в результате весеннего локдауна фактически обрушились.
Эффект реализации «Нацпроекта» на динамику рынка в будущем году тоже скорее всего начнёт нивелироваться, розница вряд ли в состоянии стать не то что драйвером, здесь даже о тихой гавани речь уже не идёт. Так что рынку и его участникам потребуются новые точки роста, и здесь ставка на участие в программе вакцинопрофилактики едва ли не единственный для оптового бизнеса шанс в будущем году продолжить развитие.
Источник: rncph.ru