Рейтинг аптечных сетей по итогам 2022 года
15.03.2023
За 2022 года емкость продаж через аптеки составила 1 677 млрд. руб., что на 15% выше показателя 2021 года. Динамика в коммерческом сегменте в 2022 году имела различные факторы для роста. В январе-феврале – это Covid-19, в марте – «ажиотажный спрос» преимущественно на дорогостоящие импортные лекарства для системного использования, в апреле-мае – последствия высокой инфляции в марте, в ноябре-декабре – повышенный уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ. При этом спрос на «несезонные» препараты восстановился до пандемийного уровня, и продажи росли в среднем на 10%.
Если говорить об основных результатах для участников рынка (аптек и аптечных сетей), то ожидаемого сокращения точек продаж опять не произошло. Аптечный сегмент остается привлекательным для бизнеса, и в результате за год было открыто рекордное за последнее время количество аптек. По данным на начало 2023 года в России работало 70,4 тыс. аптек, почти на 4 тыс. больше чем было в начале года. Такого высокого темпа прироста точек продаж не наблюдалось за весь период мониторинга: до этого максимум был в 2018 году, когда появилось около 3 тыс. новых аптек.
Второе событие знаковое для рынка стало появление сети, которая теперь состоит более 5 тыс. аптек (ранее такими большими объединениями были только маркетинговые ассоциации). Аптечная сеть «Апрель» на конец года имела в своем составе 5 372 точки. За год в сети появилось 2,3 тыс. новых аптек. Эта сеть стала и лидером по количественному приросту. Правда пока по объему продаж «Апрель» находится на втором месте.
Лидером аптечного рейтинга является сеть «Ригла» с долей 8,0%. Среди маркетинговых ассоциаций преимущество остается за «АСНА», в состав которой входит уже 17 тыс. участников с оборотом 15,8% от всего аптечного рынка.
Рейтинг аптечных сетей по итогам 2022 года
Источник: оценки DSM Group. ISO 9001:2015, собственные данные аптечных сетей
Рейтинг ассоциаций по итогам 2022 года