ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2022 году
29.05.2023
«Это очень странные рыбки. Очень странные. И жизнь у них грустная. <…> Понимаешь, они заплывают в пещеру, а там – куча бананов. Посмотреть на них, когда они туда заплывают, – рыбы как рыбы. Но там они ведут себя просто по-свински. Одна такая рыбка-бананка заплыла в банановую пещеру и съела там семьдесят восемь бананов. <…> И конечно, они от этого так раздуваются, что им никак не выплыть из пещеры. В двери не пролезают. <…> Умирают они». Сэлинджер никогда не давал комментарии ни к процитированному рассказу «Хорошо ловится рыбка-бананка», ни к каким-либо собственным произведениям в принципе. Да и сам его художественный метод не подразумевал заигрываний с читателем: смысл тому нужно находить самостоятельно, фиксируясь на мелких деталях, разбросанных по тексту как бы невзначай. В жизни аналитиков все точно так же: каждый раз, опираясь на частности, мы пытаемся нащупать общее движение индустрии, ответить, в чем же его значение. Ну и, по возможности, делаем ставки на то, кто из заплывших в регулярный рейтинг ТОП200 аптечных сетей России в новом сезоне рискует проявить себя обожравшейся рыбкой-бананкой.
АПРЕЛЬСКИЕ АНТИТЕЗЫ
Согласно одной из популярных версий, рыбка-бананка не что иное, как буддистская метафора многообразных ложных знаний, которыми окружает себя человек. И всякий наш рейтинг, безусловно, можно рассмотреть через призму ложного знания.
Вы видите пеструю таблицу с буквами и цифрами. И, поверьте, каждые полгода редакция Vademecum ложится костьми, чтобы вся эта пестрота имела внутреннюю гармонию, соответствовала лучшим аналитическим канонам и представлениям о добре и зле. И мы не без гордости можем сказать, что ровно 10 лет наш ТОП200 – продукт эталонного качества и важнейшее подспорье для участников рынка при выработке стратегии и тактики работы на коммерческом фармрынке. Но одновременно каждый раз мы с полуулыбкой смотрим на тех, кто пытается, на основе одной таблицы с выручками, делать какие-то выводы и принимать решения, как будто и не догадываясь, что только с виду все «рыбы как рыбы». Без контекста (представления об истории и культуре взаимоотношений в индустрии, взаимодействия с людьми, стоящими за всеми этими выстроенными по ранжиру бизнесами) формируемое нами знание рискует оказаться ложным.
Разберем для примера хотя бы номер 2 нашего рейтинга – компанию «Апрель». По виду это чемпион, которого отрасль давно ждала. Ведь он бьет рекорды приростов. Однако единственное, что с абсолютной уверенностью и гарантией можно сказать об этой сети спустя много лет исчислений и наблюдений, – это то, что ее основатель Вадим Георгиевич Анисимов – неутомимейший из тружеников. Энтузиазма этого человека хватило бы не на одну компанию, а возможно, и не на одну отрасль народного хозяйства. «Апрель» последние пару лет проживает, вероятно, лучшую пору своей жизни, находится на пике исторического момента или подбирается к нему. Очевидно, Анисимов и сам прекрасно это понимает, регулярно обновляя число открытых аптек на аватарке в мессенджере. По ситуации на 19 апреля их было 5 975, а 28 апреля цифры на аватарке заменила констатация: «Лучшая сеть России!» Вся эта публичная нумерология похожа на дневниковые заметки покорителя Эвереста. С той лишь разницей, что местонахождение вершины «Апреля» расчету пока не поддается.
Но даже тем, кто не состоит с предпринимателем в личной переписке и потому не может ежедневно разделять радость адресата в связи с прибавлением в сети, понятно, что казус Анисимова не первый год требует серьезного всестороннего изучения. Вопросов к нему у рынка, в общем, всего три, но они фундаментальные: зачем вся эта сенсационная гонка за количеством, откуда на это удовольствие деньги и что случится с колоссом, когда и если несчетные деньги кончатся. Число правдивых, обоснованных, аргументированных инсайдов на эти темы равно числу участников рынка (мы проверяли). А вот чтобы наверняка, пожалуй, никто, кроме самого Анисимова, не знает. А он не рассказывает. И вообще, последние 10 лет, что «Апрель» энергично и бесцеремонно карабкался в ТОП3 рейтинга, Анисимов – нет, не был затворником, но мало заботился о собственной социализации, плохо сдруживался и часто ссорился с конкурентами и поставщиками, а развитие своего бизнеса скупо комментировал по существу. Пожалуй, только раз, в 2014-м, он развернуто объяснил свой план в интервью Vademecum. Заключался он, если коротко, в том, чтобы к 2020 году войти в ТОП5, а чуть погодя стать номером 1 на рынке. Сейчас слова Анисимова выглядят пророчеством. А тогда никто особого внимания на грозные планы не обратил – в ту пору не кидался похожими декларациями только ленивый, однако большого доверия к ним, в особенности после фактического краха «36,6» как федеральной аптечной сети в 2013-м, у рынка не было.
Правда, прущий напролом «Апрель» раздражает и пугает гораздо больше, чем «36,6» образца второй половины «нулевых». Стимулы для той гонки, инициированной Сергеем Кривошеевым и Артемом Бектемировым, хотя бы были всем понятны: накачать в «36,6» выручку, построить некое подобие разветвленной федеральной сети и продать все это на пике очарованному тогдашними темпами роста российского рынка иностранному инвестору. Причем не какому-то абстрактному, а вполне конкретному – итальянскому миллиардеру Стефано Пессина, нынешнему совладельцу Walgreens Boots Alliance. Суперсделка не срослась в силу рокового стечения обстоятельств. А так бы фармритейл ее только приветствовал: «36,6» ширилась, не только не орудуя локтями, но и щедро платя лидерам и недолидерам регионов за переход их активов под свое крыло. Да и вообще, тогда места хватало всем: арендные и ценовые войны, открытия дверь-в-дверь не просто не приветствовались, но и не практиковались, за исключением, скажем, традиционно высококонкурентного локального рынка города Перми.
А вот рыночные реалии, в которых разогнался «Апрель», уже совсем иные. Количество точек, не в пример их качеству, на рынке стало столь велико, что темпы развития сегодня поумерили и прыткие («Неофарм», «Вита», «Планета здоровья»), и буйные («Имплозия»). Куда и к чему так спешит «Апрель» в текущих условиях, никто вразумительно не пояснит. Обрывки суждений типа «цель была IPO, но вмешалась СВО», «инфраструктура нужна под интернет», «серьезные кубанские предприниматели решают собственные вопросы» ничего не объясняют, а только запутывают. Видно лишь, что у «Апреля» есть два KPI – рост до некоторых значений по количеству точек и формальное лидерство в рейтинге. В этих условиях соблазн принять игрока, который поедает без разбора и чувства насыщения всю торговую недвижимость, за готовую обожраться и сгинуть рыбку-бананку очень велик. Смотрите сами: год к году в отдельных емких регионах число точек растет, а вот выручка – немаловажное мерило успеха – сильно падает. Мы решили специально сравнить показатели сети в январе-феврале 2022 года с январем-февралем 2023-го. И результаты «Апреля» в тех главных для него регионах нас, признаемся, сильно насторожили.
Хлебородная и родная для «Апреля» Кубань – главный генератор выручки сети. Но неожиданно продажи в регионе пошли на спад, причем на фоне резкого увеличения числа аптек: в январе 2023 года выручка упала на 6% к январю 2022 года – до 2,3 млрд, в то же время охват сети вырос на 50,4% – до 982 точек. В феврале дела пошли еще хуже: продажи сократились уже на 22,2% к февралю 2022 года – до 2,07 млрд рублей, а число аптек продолжило расти – на 48,9% год к году, до 999 объектов. В Татарстане, где сеть припарковалась пять лет назад посредством нетипичной для себя сделки M&A, январь закрылся падением на 25,4% год к году (до 346 млн рублей), хотя число аптек за год выросло до 206 штук. В феврале продажи «Апреля» упали на 38,7% – до 302 млн рублей, охват год к году вырос на 37,7% – до 200 точек.
На Ставрополье похожая история с плохим февралем. Если в январе 2023 года в крае выручка год к году снизилась на 3,5% – до 592 млн рублей (число аптек выросло на 52% – до 327 точек), то в феврале выручка упала уже на 19% – до 544,5 млн рублей (число аптек за год выросло на 47,3% – до 330). Да и вообще, позитивная динамика продаж, пропорциональная росту точек, у сети пока сохраняется только в 16 из порядка 50 регионов присутствия.
Остается надеяться, что эти просадки еще не предвестник будущего кризиса и все выровняется. Ведь проблемы «Апреля» автоматически станут проблемами всех тех, кто поставил на амбициозного игрока – дистрибьюторов, банков, выдавших гарантии, и тех производителей, которые не вылетели с полки сети и смогли адаптироваться под ее стиль работы. Не стоит забывать и про конкурентов, которым «Апрель» в здравии мил гораздо более. Престиж отрасли и так упал в глазах кредитных организаций, после того как в том году бесславно и грустно загнулся дистрибьютор-середняк «ПрофитМед», не оставив по себе особой памяти, зато оставив банкам приличные долги. И, разумеется, теперь никто не обрадуется подорожанию заемных денег.
ИЗ КОЖУРЫ ВОН
А с другой стороны, чего мы нагнетаем? Отрасль уже может, да и должна быть благодарна Вадиму Анисимову. Старатель помог индустрии выявить проблемы, которые требуют немедленного обсуждения и скорейшего разрешения. Возьмем хотя бы переизбыток аптек. По ситуации на начало 2023 года их было уже 75 тысяч против 71,5 тысячи всего годом ранее. Вклад в этот рост сделали многие крупные игроки. Однако никто из них даже не пытался угнаться за «Апрелем», в основном и обеспечившим всю эту динамику своим органическим развитием. Обложив конкурентов, он же, по сути, и спровоцировал дискурс, что столько аптек-то стране и не нужно. Причем поддерживают эти толки не локальные сети, ставшие основными жертвами консолидации рынка (с правом голоса у них по-прежнему проблемы), а крупные компании, столкнувшиеся с дефицитом предложения на рынке аренды и острым кадровым голодом. Как это буйство дальше регулировать, пока остается открытым вопросом. И универсального рецепта нет. Опыт Беларуси – минимальное расстояние от аптеки до аптеки в 500 м – нам точно не подойдет, поскольку надломит рынок. А вот подход «один адрес – одна аптека» для всех вновь открывающихся точек выглядит куда более демократичным и честным в отношении действующих операторов. Единожды установив это правило, с одной стороны, мы породим тотальную очистительную войну в пределах одного адреса, а с другой – получим торжество конкуренции, чему просто обязана возрадоваться ФАС России в лице строгого, но справедливого Тимофея Витальевича Нижегородцева. Глядишь, и четверть точек с рынка исчезнет сама собой в горизонте двух лет.
ТОП-200 Подробнее
Читать полностью
Источник: Vademec.ru