Продажи антибиотиков в аптеках сократились более чем на 10%
14.01.2022
За первые 11 месяцев 2021 года аптечные продажи лекарств в рублях выросли на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года до 1,1 трлн руб. В упаковках рынок сократился на 8%, до 4,6 млрд упаковок, , что сравнимо с показателями «допандемийного» уровня 2019 года, подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM.
Падение и рост
Согласно ежемесячной динамике, в октябре и ноябре 2021 года произошло снижение аптечного рынка в рублях и в упаковках относительно этих же месяцев 2020 года. В деньгах снижение составило в октябре на 4%, в ноябре на 6%. В упаковках рынок упал еще больше – в октябре на 17%, в ноябре на 15%.
Лидирующими терапевтическими группами (по классификации EphMRA) в ушедшем году были: ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (АПФ), антикоагулянты, противопростудные и противокашлевые препараты. Средства, относящиеся к перечисленным группам, пользовались неравномерным спросом в течение исследуемого периода. Особенно это заметно на примере противопростудных лекарств.
В весенне-летний период их продажи снизились, в сентябре они, напротив, резко выросли в деньгах. В ноябре спрос на противопростудные средства вновь снизился на 26% по сравнению с предыдущим месяцем. Продажи антикоагулянтов за весь период медленно росли – наблюдается небольшое снижение в августе и сентябре, а затем их продажи вновь пошли вверх. Максимальных значений этих две группы достигли в октябре ушедшего года. Спрос на препараты из группы ингибиторы АПФ на протяжении 11 месяцев сохранялся примерно на одном уровне. Максимальные показатели зафиксированы в марте ушедшего года.
Источник: AlphaRM
Лекарства из первой тройки терапевтических групп показали прирост продаж относительно января-ноября 2020 года. Более всего продажи увеличились у антикоагулянтов – на 21,7% в рублях. В то же время группа противовирусных препаратов, расположившаяся на четвертом месте, демонстрирует падение продаж почти на 2%. Сокращение аптечных продаж антивирусных средств произошло в основном за счет снижения спроса на такие бренды как: «Ингавирин», «Кагоцел», «Амиксин». Эти марки в январе-ноябре 2020 года занимали более 39% доли в группе, в аналогичный период 2021 года их доля снизилась до 25% в рублях среди противовирусных лекарств.
Из первой десятки лидирующих терапевтических групп также снизились продажи системных антибактериальных средств – на 10,2%. Что может быть связано с более осторожным назначением антибиотиков в 2021 году по сравнению с ажиотажным 2020 годом, когда была объявлена пандемия и антибиотики скупались в аптеках в больших количествах. Самый продаваемый антибиотик 2020 года – азитромицин – в ушедшем году демонстрирует падение на 30% в деньгах и на 42% в упаковках.