Покупка одиночных аптек может стать преимуществом для средних сетей
08.07.2020
Масштаб аптечных сделок в 2020 году значительно сократился — аналитики убеждены, что бизнес больше не закладывает покупку готовых аптек в свои стратегии развития. По словам сетей, это не совсем так — меньшую активность на рынке сделок показали федеральные сети, но регионалы уверены, что покупка одиночных точек станет их преимуществом перед конкурентами. Сейчас рынок перенасыщен предложениями «одиночек», что подтверждается многообразием объявлений на сайтах продаж.
Сделок становится меньше
Аптечные сделки потеряли стратегическое значение, уверен директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Готовые аптеки приобретаются либо спонтанно (когда более-менее интересные активы продаются очень дешево), либо когда бизнес хочет точечно повысить присутствие в тех или иных регионах, пояснил «ФВ» аналитик.
По данным Беспалова, общее количество сделок в 2020 году выросло по сравнению с предыдущим годом, однако этот тренд обманчив. Дело в том, что количество покупаемых точек за одну сделку упало в несколько раз.
«За период с января по май 2020 года было заключено порядка 17 сделок по продаже аптечных сетей — против 15 сделок за аналогичный период прошлого года. Общее количество выросло, но, с точки зрения размеров приобретаемых активов, разница колоссальная. В текущем году речь шла о покупке 176 аптек, в январе—мае 2019 года было куплено 564 аптеки. В среднем за сделку в этом году продается порядка 10 аптек, а годом ранее — порядка 38 точек за сделку. Так что масштаб этих сделок стал совсем иным», — отметил аналитик.
Изменился и портрет покупателя, уверен Беспалов. Если в начале 2019 года сделки осуществляли лидеры отрасли — «Доктор Столетов», «Ригла», «Аптеки 36,6», то в 2020 году крупные игроки практически не проявляют активности.
При этом уменьшение масштаба сделок не связано с отсутствием у собственников желания продавать аптеки. Напротив, в связи со сложным положением многие сети готовы к продаже, но интересы продавцов и покупателей сильно расходятся, рассказал «ФВ» директор головного офиса «Гармонии здоровья» Сергей Мещан. «Стоимость активов снизилась, и не все готовы расстаться за бесценок с делом, в которое вложено много ресурсов. Аптеки заняли выжидающую позицию», — пояснил он.
Сейчас все больше сетей переходят к партнерским стратегиям. Как рассказал «ФВ» генеральный директор воронежской сети «Фармия» Роман Кубанев, покупка других сетей не входит в планы по развитию «Фармии» — компания предпочитает совместную работу с франчайзинговыми аптеками.
Подробнее
Источник: pharmvestnik.ru