Офф-лайн сегмент розничного рынка ветеринарных ЛП России в 2021 г. испытывает серьёзное давление со стороны он-лайн рынка
10.01.2022
Аналитическая компания RNC Pharma представляет обновление БД Аудит розничных продаж ВетЛП в России (sell out) за ноябрь 2021 года.
Общий объём розничного-коммерческого рынка вет. ЛП в России (без учёта он-лайн сегмента) исчислялся по итогам января-ноября 2021 г. суммой 19,9 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Показатель динамики относительно аналогичного периода 2020 г. составил 4,7%. Офф-лайн сегмент испытывает серьёзное давление со стороны стремительно развивающегося он-лайна, в рамках которого за аналогичный период фиксировался рост рублёвых продаж в 3,2 раза. Натуральная динамика продаж по сегменту офф-лайн за январь-ноябрь 2021 г. составила -6,6% при проведении расчётов в минимальных единицах дозирования (МЕД), всего с начала года здесь было реализовано 155,7 млн. МЕД.
Результаты работы участников розничного вет. рынка по итогам ноября 2021 г. с точки зрения динамики продаж фактически повторяли октябрьскую картину. Прирост рублёвого объёма продаж относительно ноября 2020 г. колебался около нулевых значений (-0,2%), а динамика в МЕД уходит в глубокий минус (-10%). При этом для ноября 2021 г. были в полной мере характерны все признаки «низкого сезона», относительно результатов октября 2021 г. денежный объём продаж сократился на 16%, а в минимальных единицах фиксируем -12%.
В ТОР-20 торговых марок, лидирующих с точки зрения денежного объёма продаж в офф-лайн канале лидирует Бравекто («МСД»), на препарат приходится 12,9% рынка, правда динамика тут довольно умеренная, на уровне всего 3% (в рублях). Но это легко объясняется влиянием развития он-лайн канала, в рамках которого продажи Бравекто показали рост более чем в 5 раз (с подробной информацией о состоянии он-лайн рынка вет. ЛП можно ознакомиться по ссылке: https://rncph.ru/news/20_12_2021)
Абсолютным лидером с точки зрения динамики в двадцатке торговых марок офф-лайн канала в анализируемом периоде стал противопаразитарный препарат Негсгард Спектра от «Берингер Ингельхайм», за год его продажи выросли на 54% в рублях. Характерно что данный продукт так же демонстрирует внушительную динамику и в он-лайн сегменте, за аналогичный период там зафиксирован рост продаж в 7,4 раза. И это уже, очевидно, объясняется активным продвижением, причём компания строит маркетинговую стратегию с прицелом сразу на оба канала реализации. Интересно, что в рамках ТОР-20 попали сразу 4 торговых марки «Берингер Ингельхайм», но остальные продукты демонстрируют куда более скромные показатели роста. Ровно таким же количеством торговых марок в рамках двадцатки может похвастаться «Зоэтис», при этом почти все препараты компании за минувший год заметно нарастили продажи. Лидирует с точки зрения показателей прироста инсектоакарицидный препарат «Симпарика» (рост продаж на 38% в рублях). Достойны упоминания так же антибиотик Синулокс (+32%) и противозудный препарат Апоквел (+28%).
Из числа российских компаний отметим «Агроветзащиту», правда продуктовая линейка Барс за прошедший год потеряла 5% продаж. Здесь так же происходит отток потребителей в он-лайн, но на маркетплейсах препарат занимает пока только 18-ю строчку. Максимальный же показатель прироста из числа российских препаратов в январе-ноябре 2021 г. показал противопаразитарный препарат Инспектор от российской компании «Экопром».