Про лень, перфекционизм и визионерство в высокотехнологичной компании
12.01.2024
Интервью с зам. директора МС СОЗВЕЗДИЕ Николаем Рябининым (серия «Как это работает»)
- Николай, Вы заместитель директора МС СОЗВЕЗДИЕ. По каким вопросам? Чем Вы занимаетесь в компании?
НР: Я отвечаю за развитие и бесперебойное функционирование цифровой платформы МС СОЗВЕЗДИЕ, которая состоит из множества отдельных программных модулей, интегрированных друг с другом. Поскольку цифровая платформа обеспечивает работу всех сфер деятельности компании, то я, прямо или косвенно, принимаю участие практически во всех вопросах. В зоне моей прямой ответственности – курирование работы отдела развития информационных технологий, группы по развитию платформы сервисов лояльности, группы по работе с товарными справочниками, управление проектной деятельностью.
- Расскажите подробнее про проектную деятельность: что это и какими силами Вы ее осуществляете?
НР: К проектной деятельности относятся, например, модернизация и расширение возможностей текущей базы данных и BI системы (ред. - от англ. Business Intelligence, «бизнес-интеллект»), развитие управленческой 1С, разработка и создание дополнительных сервисов для наших партнеров-аптек, автоматизация рутинных бизнес-процессов внутри нашей организации. В проектную деятельность вовлечены как сотрудники МС СОЗВЕЗДИЕ, так и сотрудники аутсорсинговых компаний-партнеров, со всеми я взаимодействую, координирую совместную работу над проектами. Наша команда отвечает за цифровые бизнес-процессы компании.
- Перечислите пожалуйста самые основные процессы
HP: Самые основные, пожалуй, эти: интеграция с программами автоматизации аптек, настройка выгрузки данных из аптек-партнеров, синхронизация данных из аптек со всеми справочниками СОЗВЕЗДИЯ, своевременное получение данных по товародвижению, подготовка и техническая реализация всех акционных активностей для наших партнеров, обмен данными между управленческой 1С и порталом.
- Ваш отдел - про результаты или про процессы?
HP: Я уверен, что все подразделения и сотрудники СОЗВЕЗДИЯ – это про результат. Иначе мы просто перестанем существовать, как команда и как организация, и в достаточно короткие сроки. И наша команда не является исключением – мы «про результат».
Однако результатом достаточно большой части нашей работы является выстраивание именно процессов (улыбается). А также автоматизация (а в связи с этим и оптимизация) бизнес-процессов СОЗВЕЗДИЯ.
- Тогда сразу два вопроса. Что бы Вы назвали идеальным результатом вашей работы, к которому вы стремитесь? И как выглядит идеальный процесс, к которому вы стремитесь?
HP: Идеальный результат нашей работы – полные, своевременные и достоверные данные от всех аптек-партнеров СОЗВЕЗДИЯ, сформированные в удобном формате для оценки и анализа.
А идеальный процесс, к которому мы стремимся – «большая зеленая кнопка», нажав на которую, мы сразу получаем нужный результат – мгновенно и без дополнительных трудозатрат.
- «Лень – двигатель прогресса»?
HP: Конечно, да (абсолютно серьезен). Хотя и этот идеал можно «дорабатывать»: например, научить процесс запускаться без «нажатия» - по голосовой команде, а в дальнейшем и силой мысли.
- А это уже смесь перфекционизма и визионерства, не правда ли?
HP: А визионерство – это главный двигатель бизнеса. И им у нас в первую очередь «болеет» директор МС СОЗВЕЗДИЕ.
- Как бы Вы назвали миссию Вашего отдела по отношению к аптекам-партнерам?
HP: Помощь в достижении результата как в закупках, так и в продажах посредством цифровых сервисов-помощников от МС СОЗВЕЗДИЕ. А результат – это максимизация дополнительного дохода.
- По отношению к производителям?
HP: Помощь в получении своевременной и достоверной отчетности от СОЗВЕЗДИЯ.
- По отношению к сотрудникам внутри компании?
HP: Помощь в выполнении производственных планов с оптимальными трудозатратами.
- Назовите, пожалуйста, 5 цифр, характеризующих масштаб работы Вашей команды
HP:
· 56 программ автоматизации, интегрированных с СОЗВЕЗДИЕМ
· 13 программ автоматизации, интегрированных с ПУЛЬСАРБОНУСОМ
· 2 800 задач, решенных техподдержкой за 2023 год
· 38,5 миллионов связок между товарными справочниками СОЗВЕЗДИЯ и аптек-партнеров
· 15 488 заполненных карточек товаров с фотографиями для сайта pulsarbonus.ru за 2023 год
И еще одна цифра: порядка 20 000 отдельных инициатив ежеквартально создается и отправляется в аптеки на портале СОЗВЕЗДИЯ.
- C какими отделами МС Вы и Ваша команда сотрудничаете больше всего?
HP: Со всеми отделами сотрудничаем. И мне кажется, в равной степени. И с коммерцией, и с категорийным менеджментом, и с документооборотом, и с аналитиками. Никого не забыл?
- Вы трудитесь практически с начала образования МС. С чего все начиналось?
HP: Всё начиналось с идеи, как и любой бизнес. Идея принадлежит нашему директору и основателю СОЗВЕЗДИЯ Сергею Михайловичу Еськину, нашему главному визионеру.
Когда я пришел в компанию, база данных Созвездия была интегрирована с одним единственным программным продуктом, у компании было менее 100 аптек-партнеров (причем часть из них присылала ручные отчеты в виде файла в формате Excel) и менее 20 контрактов. Не было управленческой 1С, не было BI системы – результаты считались в Excel, все бизнес-процессы осуществлялись в ручном режиме. Не было ничего – ни личных кабинетов с дополнительными сервисами для аптек, ни электронного документооборота, ни программы лояльности, ни сайта Созвездие.ру.
И мало кто верил в то время (даже когда уже что-то было, кроме идеи), что СОЗВЕЗДИЕ выживет. Мало того, что выживет – превратится в заметного игрока фармацевтического рынка, одного из лидеров среди маркетинговых союзов.
- Какие этапы в развитии компании Вы бы назвали теперь ключевыми с технической точки зрения?
HP: Первое - это создание портала Созвездие в 2017-2018 гг. Да, на старте портал был далек от совершенства (и сейчас он также в процессе непрерывной модернизации), мы решали кучу проблем, исправляли кучу ошибок… Но именно наличие работающей базы данных, позволяющей обрабатывать, систематизировать и анализировать данные позволило СОЗВЕЗДИЮ масштабировать бизнес.
Второй важный этап – это решение в 2018 г. заняться интеграцией со всеми возможными программными продуктами, в т.ч. с торговыми площадками – и упорная последовательная работа по реализации данного решения. Это позволило скачкообразно увеличить потенциальную клиентскую базу Созвездия.
Третий, тоже ранний, но важный этап - пересмотр технологии работы с маркетинговыми инициативами – ориентация на минимизацию трудозатрат, универсальность акций и корректная группировка клиентской базы. Иначе на раннем этапе автоматизации мы бы захлебнулись в технической работе. А далее (и очень своевременно) – плавный переход к индивидуализации маркетинговых предложений для партнеров.
Четвертый - создание BI системы в 2018-2019гг. (доработки и развитие продолжаются). Результат - скачкообразное расширение аналитических возможностей СОЗВЕЗДИЯ.
И, наконец, пятый этап - создание в 2019-2020 гг. достаточно универсального личного кабинета для партнеров с возможностью его технологического развития, постоянного совершенствования и добавления нового функционала. Доработки и развитие продолжаются.
- Какие сервисы МС СОЗВЕЗДИЕ Вы бы назвали основными для клиентов компании и почему?
HP: В первую очередь назову эти два сервиса: Личный кабинет партнера МС СОЗВЕЗДИЕ (аптеки) и Программа лояльности ПУЛЬСАРБОНУС для розничных покупателей.
Почему именно они? Потому, что ЛК (личный кабинет) позволяет контролировать, прогнозировать и корректировать результаты работы, т.е. повышать эффективность работы с маркетинговым ассортиментом и грамотно и своевременно мотивировать сотрудников. А программа лояльности дает возможность повышать эффективность продаж, экономить на расходах, формировать портрет своего покупателя с целью более эффективной работы с ним, информировать покупателей вне аптеки и даже вести с ним диалог.
- Что уникального есть в сервисах компании с технической точки зрения, о чем хотелось бы рассказать?
HP: Много чего уникального есть. Начиная от сервиса сопоставления товарных справочников, который полностью выполняется на стороне СОЗВЕЗДИЯ (в отличие от всех остальных маркетинговых союзов), и заканчивая платформой сервисов лояльности, возможности которой в комплекте с набором предлагаемых услуг от Созвездия и за счет Созвездия не имеют аналогов на рынке.
- Что в планах по развитию? Какова Ваша визионерская мечта?
HP: Обеспечить техническую возможность превращения МС СОЗВЕЗДИЕ из традиционного маркетингового союза в виртуальную аптечную сеть с частично (а может быть в будущем и полностью) централизованным управлением, эффективно влияющим на результативность его участников.
- И в конце традиционный вопрос: какие тренды 2024 (или хотя бы сигналы рынка) для неконсолидированной розницы Вы могли бы назвать?
HP: Мне практически нечего добавить к рассказанному ранее Е.Земляной.
Сигналы рынка? Намечается тренд, пока очень слабенький – но хочется верить, что этот тренд будет укрепляться: чтобы не просто существовать худо-бедно на современном фармацевтическом рынке, а расти, постоянно увеличивая свою эффективность, неконсолидированной рознице необходимо непрерывно учиться, развивать свои компетенции и совершенствовать свою работу.
Осознание этого собственниками и решимость делать для этого всё возможное нарастает. Один из очевидных способов наращивания эффективности и компетенций - участвовать в каком-либо маркетинговом союзе, но не просто числиться, а участвовать активно - брать от союза всё, что только предлагается:
- обучение;
- все возможные контракты и инициативы;
- мотивацию;
- лояльность;
- современное ПО;
- рекомендации по ассортименту, закупкам, продажам:
- отлаженные и автоматизированные бизнес-процессы (от аналитики до авто-заказа).
- А если говорить о трендах в области IT и технологий?
HP: Два самых очевидных тренда в IT на 2024 год:
· Повсеместное внедрение ИИ в бизнес-процессы
· Критический рост важности информационной и кибербезопасности
И мы тоже, как высокотехнологичная компания, будем вынуждены с этими темами работать.
- Спасибо, Николай.
Фото: собственные материалы компании
Интервью провела Татьяна Чекай
***
Читайте другие интервью серии "Как это работает" в новостях компании:
Аптеки видят лишь верхушку «айсберга». Директор по маркетингу МС СОЗВЕЗДИЕ делится маркетинговыми секретами и трендами на 2024 год
Сергей Еськин: очень личное интервью. Интервью директора МС СОЗВЕЗДИЕ: "Мое понимание компании-лидера – это уверенность и решительность, основанные на компетентности".